"У нас инженерам скучать не приходится"

Информационно-аналитическое агентство "Восток России", 17 сентября 2018 г.
Главный инженер Дальневосточной железной дороги Сергей Рябов - о технике, молодежи и мотивации.
Дальневосточная железная дорога - магистраль, проходящая по территории сразу шести субъектов Дальнего Востока, главная транспортная артерия для миллионов тонн грузов, которую обслуживает более 55 тысяч сотрудников. В ходе Общероссийского конгресса инженеров, который прошел в Комсомольске-на-Амуре 5-6 сентября, EastRussia поинтересовалось у главного инженера дороги Сергея Рябова, откуда на крупнейшем предприятии региона появляются инженеры, как их готовят и чем мотивируют к выбору технических специальностей.

- Насколько для железной дороги важны инженерные кадры?

- У нас собраны почти все виды техники, которые только существуют в мире - от нескольких типов подвижного состава до тех, что сейчас делают "цифровую экономику" - систем передачи данных и управления. Конечно, все это сложные системы. Везде нужен инженерный корпус. Инженер – это тот человек, который "делает погоду" на любом предприятии. Он нацелен на развитие, на стабильную эксплуатацию, на поиске ответов на "вызовы", с которыми сталкивается железнодорожный транспорт. На дороге более 16 тысяч человек с высшим образованием.

- Наверное, вообще больше всего инженеров на Дальнем Востоке - у вас?

- Если оценивать все отрасли экономики и социальной сферы, то, наверное, да. Железнодорожный транспорт - это высокотехнологичное производство. Естественно, оно должно обслуживаться технологически подготовленными людьми.

- Откуда на железной дороге берутся инженеры?

- Огромное внимание мы уделяем стимулированию молодежи к выбору железнодорожной профессии. Она начинается с детского сада - у нас есть ведомственные детсады, где детям железнодорожников рассказывают и показывают, как работают их родители. На крупных узлах дороги есть наши школы-интернаты, где учатся дети с отдаленных поселков, в обычных школах мы занимаемся профориентацией по соглашению с главами муниципалитетов. Есть "путеводитель абитуриента", где комплексно представлена информация о Дальневосточной железной дороге, о ее достижениях, истории, о возможности работать здесь, правилах поступления на железнодорожные специальности, преимуществах целевого обучения и льготах для молодых специалистов. Мы считаем, это важно.

- Целевой набор - это сейчас редкость для предприятий. Каковы его масштабы на ДВЖД?

- Сейчас мы осуществляем целевую подготовку школьников, уже заключены договоры на 236 специалистов. В этом году открываем лицей на базе Байкало-Амурского института железнодорожного транспорта, с 1 сентября туда будет набрано 25 воспитанников - выпускников 2018-2019 годов. Используем факультативные занятия, резервируем места под "целевиков" в Дальневосточном университете путей сообщения.

- Он остается базовым для вас?

- Университет вообще является флагманом подготовки специалистов более чем по 30 специальностям транспортного направления - не только по железнодорожному, но и по другим видам транспорта, в частности, авиационному.

- Сколько студентов дорога берет на практику?

- В прошлом году взяли 857, это двойной годовой выпуск студентов.

- Они все получают навыки практической работы?

- Практика - производственная. 284 студента в ходе практики получали зарплату.

- Как вы считаете, удалось железнодорожникам создать систему непрерывного обучения? Действительно оказывает эффект, что с детских садов начинают показывать работу на дороге?

- Да, конечно. Мы проводили анализ и видим, что те дети, которые ходят в наши детсады, как правило, хорошо учатся в профильных техникумах и лицее, получают достойную подготовку в университете.

- Каков в результате эффект для железной дороги? У вас молодые кадры?

- За последние 10 лет доля молодых специалистов на ДВЖД увеличилась с 20% до 40%. Практически половина сотрудников железной дороги является молодыми людьми в возрасте до 35 лет. Это тоже отрадно, и вселяет уверенность, что мы на правильном пути.

- Эти люди продолжают учиться, уже закончив высшие учебные заведения?

- На 2018 год программа обучения и повышения квалификации на ДВЖД охватит более 19,2 тыс. человек. Конечно, это огромное количество. Более 8 тыс. из них - это руководители.

- Есть ли необходимость в привлечении высококлассных специалистов из других регионов?

- Да, мы каждый год берем на работу из других регионов, не только выпускников, но и молодых специалистов. Учитывая то, что Хабаровский край более развит и имеет большую плотность населения, чем другие районы Дальнего Востока – как правило, едут из ближайших районов и областей, начиная от Бурятии.

- Это выпускники других вузов, не только базового университета?

- Нам нужны не только специалисты-транспортники, но и медики, программисты, организаторы и так далее. У нас работают специалисты, окончившие Северокавказский университет, Сибирский государственный университет путей сообщения.

- Какая сейчас самая главная мотивация работать инженером на железной дороге? Хорошие зарплаты, стабильность?

- Сегодня железная дорога - это динамичное производство, компания, которая предоставляет полную возможность развиваться. У нас ежегодно новые локомотивы, новая техника, новые технологии, скучать не приходится. Средняя зарплата, которая выплачивается нашим работникам, довольно высока. Допустим, в Еврейской автономной области мы имеем первое место по средней зарплате среди всех отраслей промышленности. В Хабаровском крае - на втором-третьем месте в зависимости от района, в Амурской области - примерно так же. Наши работники полностью обеспечены всем социальными льготами, у нас действует коллективный договор, своя пенсионная система.

- Так и дефицита, наверное, нет, в очереди стоят?

- Дефицит есть. Есть и конкурс, и дефицит. Последний там, где дорога проходит по безлюдным местам, где нет населенных пунктов, а есть только дорога. ДВЖД - это ведь почти 12,5 тыс. километров. Там, где одни железнодорожники - там есть дефицит. С другой стороны, где проходит железная дорога - там всегда есть жизнь, вы посмотрите на карту, все поселки, особенно на БАМе, расположены в зоне железной дороги.

- Как вы выявляете и поощряете лучших?

- Инженерный корпус, как правило, работает в рационализаторской деятельности, повышает не только производительность труда, но и улучшает работу устройств, технологию. Мы в прошлом году получили 21 млн рублей экономического эффекта от рационализаторской работы. Активно участвуем в отраслевом конкурсе изобретений, во всероссийском конкурсе "Инженер года". Как правило, это повышает внимание к проблемам инженерных кадров, к повышению профессионализма, распространению лучшего опыта. Такие конкурсы вносят весомый вклад.

- Что важнее - проведение таких конкурсов профессионального мастерства или мероприятий, подобные конгрессу инженеров?

- Важны обе формы. На таких мероприятиях, как конгресс, мы сами себя оцениваем, куда и в каком направлении движемся. Мы перенимаем опыт, который существует в других областях инженерной деятельности, видим, как развиваются промышленность в целом, технологии. Конкурсы, которые мы проводим внутри - это оценка степени подготовки наших кадров. Но, например, на первое место в развитии промышленности сейчас выходит тема экологии. Если мы будем анализировать ситуацию только у себя - будет, прямо скажем, бедновато. Участие в форумах на экологическую тему - это уже другое дело.