Проректор ДВГУПС принял участие в церемонии открытия Полярной Академии в Харбине

Проректор по научной работе ДВГУПС, доктор технических наук, профессор Сергей Кудрявцев принял участие в торжественной церемонии открытия Полярной Академии в Харбинском политехническом университете. На открытии Сергей Кудрявцев выступил с докладом на тему "Перспективы российско-китайского сотрудничества в сфере освоения Северного морского пути".

ДВГУПС имеет давние тесные связи с Харбинским политехническим университетом, совместно успешно решает задачи по обучению российских студентов в Китае для налаживания добрососедских отношений между Россией и КНР.

Тема Арктики не обошла стороной ДВГУПС в виду её актуальности. С 2015 года ДВГУПС состоит в Университете Арктики (UArctic), в рамках которого налаживает сотрудничество с приарктическими государствами.

Университет Арктики представляет собой международную сеть университетов, колледжей и других высших учебных заведений и организаций, работающих в сфере высшего образования и исследовательской деятельности на Севере. Всего членами Университета являются 203 учебных заведения восьми стран вокруг полярного круга. Университет Арктики создает и укрепляет базу для совместной работы организаций-членов по развитию северных регионов и их инфраструктуры.

На церемонии открытия присутствовал президент университета UArctic профессор Ларс Куллеруд (LarsKullerud).

ДВГУПС располагает возможностями по организации совместных с ХПУ научных изысканий исходя из целей создания Полярной Академии. Научный коллектив вуза компетентен в решении следующих задач:

- Разработка технологий повышения безопасности и долговечности инженерных сооружений, эксплуатируемых в условиях крайне низких температур.

- Инженерия мёрзлых грунтов, разработка новых типов материалов для применения в условиях морской среды.

- Строительство объектов транспортной инфраструктуры на Севере, обеспечение безопасности её эксплуатации.

С учётом транспортного профиля ДВГУП одной из ключевых тем в Арктике является коммерческая эксплуатация Северного морского пути в контексте российско-китайских интересов в регионе.

В информационном пространстве достаточно много дискуссий о преимуществах и недостатках Северного морского пути и как следствие обсуждений экономической эффективности судоходства по данному маршруту. Однако мало кто может оспорить наличие существенного потенциала у Северного морского пути. Об этом свидетельствует и интерес к изучению маршрута со стороны, в первую очередь, азиатских государств. Целая секция международного симпозиума была посвящена именно данному вопросу.

В первую очередь следует определить значение и, как следствие, необходимость освоения данного маршрута для каждой из сторон. Для Китая, как для ведущего торгового партнера ЕС и США, данный маршрут представляет собой отличную альтернативу и дополнение традиционным путям доставки продукции на крупнейшие мировые рынки. Его использование позволит диверсифицировать и повысить надёжность своих поставок, не говоря о возможном экономическом эффекте из-за сокращения транспортных издержек. Не будет лишним отметить, что КНР сегодня ищет новые пути сообщения между Азией и Европой, в частности проект «Один пояс – один путь» и «Ледяной шёлковый путь». Одним из таких новых маршрутов и может стать Северный морской путь.

Кроме того, для Китая Северный морской путь является практически безальтернативным способом доставки в страну арктических ресурсов, в первую очередь в рамках проекта «Ямал-СПГ», в котором китайская сторона принимает активное участие.

Благодаря активной работе Сергея Кудрявцева как члена международного технического комитета "Мерзлые грунты" ISSMGE по проблематике освоения территорий с вечномерзлыми грунтам составлен план активного участия ДВГУПС в международных исследованиях по освоению арктических регионов и Севера ДФО. Благодаря сотрудничеству в области образования и научных исследований, мы наращиваем человеческий потенциал на Севере, вносим свой вклад в формирование сильных общин, устойчивого экономического развития и способствуем созданию глобальных партнерств.

За период 2014-2018 год с участием ДВГУПС и проектными институтами ДФО по разработанной Сергеем Кудрявцевым методике на объектах реконструкции Восточного полигона Байкало-Амурской магистрали (562 млрд. рублей инвестиции) запроектировано и внедрены в конструкции земляного полотна железных дорог длиной более 500 км, более 35 мостов, расположенных на вечномерзлых грунтах.

Проведены прогнозные исследования по состоянию вечномерзлых грунтов причальных сооружений и котельной на вечномерзлых грунтах морского порта Сабетта на полуострове Ямал и строительства завода сжиженного природного газа.