Второй день встречи партнеров грантовой программы ERASMUS в ДВГУПС

В ДВГУПС продолжается международная встреча представителей вузов - партнеров грантовой программы ERASMUS. Второй день встречи начался с доклада проректора по научной работе, доктора технических наук, профессора Сергея Кудрявцева "Строительство и эксплуатация автомобильных и железных дорог в холодных регионах Дальнего Востока". Он подчеркнул особую важность развития международных транспортных коридоров Харбин - Муданьцзян - Владивосток.

Далее зав. кафедрой "Транспорт железных дорог" ДВГУПС Артем Пляскин выступил модератором топика "Внутригородские и пригородные перевозки". Он отметил, что легкий рельсовый транспорт интересен для больших городов. Он может кардинально изменить внутреннюю городскую логистику и транспорт станет более доступным для населения.

Артем Пляскин, доказывая необходимость легкого рельсового транспорта в Хабаровске, привел такой пример:

- Городская зона Хабаровска сегодня составляет 30 км. С пригородами - 60 км. Еще 50 км можно прибавить поселков и деревень, откуда люди приезжают в Хабаровск на работу. Итого - почти 140 км! Этого расстояния вполне достаточно для организации перевозок людей на легком рельсовом транспорте, пусть для начала хотя бы в утреннее и вечернее время. И обязательно при этом задействовать запрошенные сегодня железнодорожные подъезды неработающих заводов и фабрик.

Старший преподаватель кафедры "Транспорт железных дорог" ДВГУПС Максим Кейно стал модератором второго топика - "Скоростные региональные перевозки". Он высказал предположение, что решение проблем с транспортными коммуникациями на востоке России решит частично проблему с оттоком населения:

- Когда люди не могут ездить даже в ближайшие города, он начинают чувствовать себя здесь не нужными! А те варианты перевозок, что есть, это - вчерашний день: они некомфортные, дорогие, транспорт изношен. Сахалин стал постепенно внедрять опыт поездок на рельсовых автобусах - это перспективно. Не нужно забывать, что дальневосточные города и поселки стоят вдоль Транссиба, загруженного грузовым трафиком. Пассажирским поездам очень нелегко втиснуться.

Острую дискуссию вызвала тема остановок при движении высокоскоростных поездов. В идеале хотелось бы, чтобы поезда эти шли без остановок. Но для российского Дальнего Востока это неприемлемо: у людей нет другой возможности передвигаться между городами кроме как по железной дороге.

Представитель Университета экономики Катовице (Польша) Рафал Отрэба рассказал, что в Польше тоже много остановок по пути следования высокоскоростных поездов. Там эта система движения действует с 2014 года. А вот коллеги из Дрезденского технического университета отметили, что в Европе к этому подход индивидуальный: во Франции поезда ходят без остановок, а в Германии - с остановками, и это - пожелание граждан.

Третий топик на встрече был посвящен "Перспективам организации международных скоростных коридоров". Его модератором стала зав. кафедрой "Организация перевозок и безопасность на транспорте" ДВГУПС Татьяна Каликина. Здесь главной темой стало обсуждение вовлечение приграничных территорий Дальнего Востока к сотрудничеству с КНР.

- При наличии скоростных железных дорог можно жить в одном месте, а работать в другом, даже за границей, - сказала Татьяна Николаевна. - Дальний Восток обязательно нужно включать в высокоскоростные коридоры. Актуальна эта тема и для Казахстана, который граничит тоже с КНР.

Подводя итог дискуссиям, все сошлись во мнении, что для высокоскоростной магистрали всё-таки необходимы выделенные пути. Только на таких путях можно развивать скорость до 350 км/ч. Реконструировать для высокоскоростных магистралей существующих путей нет смысла: затраты на это сопоставимы со строительством новой железной дороги.

Напомним, что ERASMUS - некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза, а также Исландии, Лихтенштейна, Северной Македонии, Норвегии, Турции. Программа предоставляет возможность обучаться, проходить стажировку или преподавать в другой стране, участвующей в программе. Одним из участников этой программы стал и Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Наш вуз принимает участие в создании совместной магистерской программы «Economics, Ecology and Infrastructureat High-Speed Railways (EEIHSR) (Экономика, экология и инфраструктура на скоростных железных дорогах)». Двуязычная (русская и английская) магистерская программа EEIHSR будет разработана так, чтобы соответствовать критериям Болонской системы. Проект будет включать в себя занятия в технических лабораториях, технические экскурсии и презентации специалистов, коллоквиумы.