Профессор ДВГУПС принял участие в конференции по логистике в Сеуле (Республика Корея)

Заведующий кафедрой "Технология транспортных процессов и логистика" ДВГУПС, доктор технических наук, профессор Александр Балалаев принял участие в международной конференции “Перспективы Северного логистического рынка", организованной Корейским Национальным университетом транспорта совместно с Министерством океанов и рыболовства Республики Корея.

Конференция прошла в Сеуле.

В последнее время интерес к логистике на территории в районе реки Туманган, где граничат между собой Россия, Китай и КНДР, очень сильно возрос. Это связано с политикой Китая по обеспечению выхода к Восточно-Китайскому морю, с российскими инвестициями в развитие  Дальнего Востока, с усилиями Монголии по экспорту ресурсов.

Профессор Александр Балалаев выступил с докладом на тему "Расширенная Туманганская инициатива: история, современное состояние, перспективы" (соавтор доклада -  профессор Корейского национального университета транспорта Чжанвон Ч.). Александр Балалаев напомнил, что Туманганский проект появился как межправительственный механизм экономического сотрудничества 5 североазиатских государств: РФ, КНР, Монгольской Республики, КНДР и Республики Корея. Инициаторами проекта являются китайские ученые и экономисты, которые выдвинули в 1988 году идею превращения района реки Туманган в главный центр сотрудничества Северо-Восточной Азии.

В 1991 году проект «Программа по развитию района реки Туманная» был одобрен в рамках ООН как региональная программа помощи странам Северо-Восточной. Россия участвует в проекте в качестве полноправного члена с 1995 года, Япония периодически принимает участие в качестве наблюдателя.

Суть проекта «Туманган» заключалась в создании международной экономической зоны. Созданная в ходе осуществления проекта международная специальная экономическая зона в итоге должна была стать мощным транзитно-транспортным узлом между Северо-Восточной Азией и Европой и предполагала создание современной транспортной инфраструктуры.

Предусматривались 2 проекта – «Малый Туманган» и «Большой Туманган». Проект «Малый Туманган» площадью в 1 тыс. км2 между портом Раджин (КНДР), г. Хунчунь (КНР) и портом Посьет (РФ). Проект «Большой Туманган» предполагал включение в МЭЗ участок общей площадью 10 тыс. км2. Границы зоны распространялись от порта Чхонджин (КНДР) до г. Янцзы на территории КНР и Владивостока на территории РФ.

В результате претворения в жизнь мероприятий, предусмотренных принятыми программами, на территории России, КНР и КНДР, входящих в зону р. Туманган, были созданы свободные торгово-экономические зоны, в финансирование которых вложено 526,7 млн. долл. Из них 50% потрачено на развитие российского Приморья, 42% – китайской провинции Ляонин, 8% – северокорейской зоны «Раджин-Сонбон».

Был реализован проект соединения китайских и российских железнодорожных магистралей и реконструкция северокорейских портовых систем, что позволило сформировать главный центр Туманганского региона.

С момента создания в 1991 году «Программы по развитию района реки Туманная» к 2005 году её задачи изменились коренным образом. Вопрос о создании в устье реки Туманной крупнейшего в северо-восточной Азии порта уже не стоит, а рассматривается возможность интеграции в процесс экономического развития региона всех расположенных здесь государств-участников. Поэтому в сентябре 2005 г. страны-участницы Программы кардинально изменили форму сотрудничества в рамках Туманганского проекта.

На современном этапе развития международных отношений наблюдается активизация различных форм региональной интеграции и сотрудничества. Всё это свидетельствует об актуальности и своевременности функционирования программы «Расширенная Туманганская инициатива».

Для более активного участия России в деятельности Расширенной Туманганской инициативы необходимо вовлечение в интеграционные процессы приграничных территорий Дальнего Востока и Сибири, в первую очередь, Хабаровского края, получившего круглогодичный выход в Китай через остров Большой Уссурийский.

Требуется создать на Дальнем Востоке России эффективную транспортную логистику, для чего увязать востребованные международные маршруты Приморья и Хабаровского края в единую мультимодальную транспортную сеть, включая свободные порты Владивосток и Ванино.