Фестиваль «Золотая Лира»: прикосновение к прекрасному

В ДВГУПС завершился 14-й Международный фестиваль классической музыки «Золотая Лира».
Открывая фестиваль, проректор по воспитательной работе и работе со студентами Юлия Тюрина отметила, что классические произведения никогда не потеряют своей актуальности и поблагодарила кандидата культурологии Валентину Костанди за ту большую работу, что она делает по организации «Золотой Лиры».

В 2017 г. в гала-концерт фестиваля было отобрано 22 произведения. А открыл концерт эстрадный оркестр ТОГУ, который всегда сразу создает праздничное настроение.

Вокальный ансамбль «Легенда» исполнил «Песню девушек» из оперы А. Бородина «Князь Игорь». Эта песня звучит во фрагменте 2-го действия знаменитой оперы Александра Порфирьевича Бородина. Мало кто сегодня помнит, что хор и половецкий танец были оркестрованы Бородиным при участии Н. А. Римского-Корсакова к концерту Бесплатной музыкальной школы 27 февраля 1879 года. Девушки из вокального ансамбля "Легенда" очень трогательно исполнили песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым.

Затем в исполнении «Легенды» прозвучала песня «Щедрик» украинского композитора Николая  Дмитриевича Леонтовича. Основу музыкального наследия Леонтовича составляют хоровые миниатюры — обработки украинских народных песен, которые и поныне являются непревзойденными и исполняются всеми украинскими хорами Украины и диаспоры.

«Щедрик» сегодня считается рождественской украинской песней. Но есть и англоязычная версия  под названием «Carolofthe Bells». Кстати, эта звучит во многих фильмах - к примеру в «Мелодии для шарманки» Киры Муратовой. Даже в американских кинохитах можно услшать «Carolofthe Bells»: «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Один дома», «Один дома 2: Затерянный в Нью-Йорке», «Крепкий орешек 2».

Слушая «Щедрик» в исполнении вокального ансамбля «Легенда», слушатели в зале в очередной раз убедились как в этом произведении  органично сочетаются приемы народного многоголосия с достижениями классической полифонии. И каждый голос солистки коллектива играет вполне самостоятельную выразительную роль и воспроизводит тончайшие изменения настроения в песне.

Александра Лигунова (ХИИК СибГУТИ) очень чувственно прочитала духовный стих «Белая птица».

Михаил Сказатьев на саксофоне (ДВГУПС) исполнил «Арию» Эугениуса Босса. Французский композитор Эугениус Босса прожил долгую жизнь - 86 лет. Он - один из самых плодовитых композиторов, писавших музыку для духовых инструментов. Жаль, что его произведения редко исполняются за пределами Франции. Но благодаря саксофонисту Михаилу Сказатьеву участники и зрители фестиваля "Большая Лира" смогли услышать одно из произведений Босса.  Кстати, именно Михаил Сказатьев получил Гран-при фестиваля «Золотая Лира» в 2017 г.

Еще один «виртуоз саксофона» из ДВГУПС - Константин Рубцов, исполнил Вальс» М. Петренко.

Очень чувственно Вячеслав Чугунов(ТОГУ) исполнил «Размышление» Петра Ильича Чайковского. Это произведение великий композитор написал в 1878 году, но настоящая музыка не подвластна времени.

Из произведений, исполненных на фортепьяно, отметим и «Прелюд» Рейнгольда Глиэра в исполнении Анны Гуркович(ДВГУПС). Как композитор, Рейнгольд Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. Мало кто знает, что Глиэр - единственный российский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской.

Виктория Заремская (ХГУЭиП) очень ярко исполнила «Соловья» — музыкальное произведение композитора А. А. Алябьева на стихи поэта А. А. Дельвига. Этот романс стал настолько популярным, что многие ошибочно называют его народным.

Стихотворение Дельвига появилось в сборнике «Стихотворения барона Дельвига»  в 1829 г.  под названием «Русская песня». Сюжет романса прост — он о горестной женской доле. Алябьев увидел в этом стихотворении прощание с близким другом, когда предстоит длительная разлука и неизвестно, увидишься ли с ним вновь.

Алябьев сочинял музыку к этим стихам, находясь сам в заточении. 24 февраля 1825 г. Алябьев был арестован по ложному обвинению в убийстве: во время карточной игры, устроенной на званном ужине у себя дома, он ударил отставного полковника Т. М. Времева за карточное шулерство, через несколько дней полковник, который был давно тяжело болен, скоропостижно скончался от разрыва селезенки, и Алябьева обвинили в убийстве. Он оказался в тюрьме, затем в ссылке, оторванный от привычного уклада и окружения. Образ соловья воспринимался символом тех невидимых уз, которые связывали насильно разлученных — влюблённых ли, друзей ли, родных ли — неважно. Это разлука с теми, кто дороги. И с той жизнью, которая была привычна и дорога. Фортепьяно было доставлено ему как узнику прямо в камеру — это удалось выхлопотать старшей сестре композитора, которая затем добровольно отправилась с братом в ссылк. По некоторым источникам, композитор посвятил этот романс возлюбленной — Екатерине Римской-Корсаковой, в которую влюбился с первого взгляда на новогоднем балу и с которой так и не успел объясниться. Через много лет они вновь встретились, и Екатерина Александровна, уже к тому времени будучи вдовой Офросимовой, наконец-то обвенчалась с композитором.

Вот такие истории сразу вспыхнули в памяти у многих слушателей в зале, пока Виктория Заремская исполняла со сцены «Соловья».

Елена Дулина (ДВГУПС) напомнила нам «Вальс» Александра Сергеевича  Даргомыжского, написанный в 1830 году. Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы следующих поколений.

Роман Ендовицкий (ДВГУПС) на аккордеоне исполнил «Маленький мюзетт» и тем самым вернул к жизни забытое произведение дальневосточного музыканта Александра Петровича Павленко. Первые шаги на музыкальном поприще Александр Петрович сделал  в городе Комсомольске-на-Амуре – там он был художественным руководителем ансамбля песни и танца "Багульник" Дома пионеров и школьников. Благодаря А. Павленко, в городе Юности сохраняется искусство игры на  исконно русских инструментах: баяне, домре, балалайке. В течение 20 лет А.Павленко являлся руководителем ансамбля русских народных инструментов «Амурский сувенир», в составе которого были преподаватели Детской музыкальной школы Комсомольска-на-Амуре.

Приятной неожиданностью фестиваля «Золотая Лира» стало участие в нем студентов ДВГУПС из Китая. Сначала Ху Лилинь (Леша) исполнил романс Н. Дюбюка на стихи Г. Гейне «Не обмани». При основании Московской консерватории Александр Иванович Дюбюк был приглашён Николаем Рубинштейном в число преподавателей и вёл один из фортепианных классов с 1866 до 1872 гг. Также напомним, что Дюбюк написал теоретическое пособие «Техника фортепианной игры» (1866), принятое в качестве руководства в Московской консерватории.

Другой китайский студент - Ху Юнкан (Максим), на родном языке очень чувственно и проникновенно исполнил песню «Далёкие».

Анжелика Смирнова (ТОГУ) на флейте исполнила пьесу Юрия Николаевича Должикова «Хорошее настроение». Должиков – один из самых знаменитых флейтистов нашей страны, преподавал на кафедре духовых и ударных инструментов Московской консерватории, 20 лет был профессором Московской консерватории. Приятно, что одно из его произведений для флейты было исполнено  на фестивале «Золотая Лира».

Традиционно в фестивале принимают участие воспитанники Людмилы Поповой из вокальной студии «Орфей». На этот раз выступили юные Матвей Ярославцев и Светлана Любушкина: они исполнили песню «Моя Москва» И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача.

Украшением фестиваля стало и выступление оркестра народных инструментов «Забава» (ДВГМУ), руководитель – Надежда Захарчук.

Неожиданно в разряд классических произведений попала и совсем новая песня известного эстрадного автора и композитора Сергея Трофимова (Трофима) «За тихой рекой». Ее исполнил вокальный ансамбль студии «LifeArtistPROduction»,руководитель - Татьяна Чернявская.

Немало было исполнено и поэтических произведений. Особенно ярко, драматично прочитал поэму Сергея Есенина «Черный человек» студент ХИИК СибГУТИ Александр Спивак.

Ангелина Сутула (ХГУЭиП) прочитала «Балладу о матери» Ольги Киевской. А Иван Расщупкин (ДВГУПС) прочитал собственное произведение, за что был удостоен благодарности от Министерства образования науки и правительства Хабаровского края – ее вручил  начальник отдела взаимодействия с вузами и научными организациями Алексей Михайлович Сундуков.

Фестиваль «Золотая Лира-2017» завершился. Следующий будет юбилейным, 15-м. Пожелаем ему открытия имен новых талантливых студентов из разных вузов Хабаровского края!