Новая стратегия Хабаровского края: управлять, слушая людей

Газета «Молодой дальневосточник XXI век», 2 марта 2018 года.
В марте 2018 года состоится заседание нового состава общественного совета при министерстве промышленности и транспорта Хабаровского края, посвященное  качеству реализации общественных инициатив.

 Созданный четыре года назад, он внес серьезный вклад в повышение качества управленческой деятельности министерства. Многие управленческие решения были приняты после содержательных дискуссий, экспертных заключений с участием как самих членов общественного совета, так и ведущих отраслевых экспертов, представителей научного общества, некоммерческих структур, местных сообществ и гражданских активистов.

Об опыте работы совета, качестве реализации общественных инициатив и совершенствовании дальнейшей деятельности совета беседуют заместитель председателя правительства Хабаровского края – министр промышленности и транспорта С.И. Ивашкин и эксперт федеральной экспертной сети «Клуб регионов» Евгений Чадаев.  

- Сергей Иванович, четыре года – срок по управленческим меркам совсем небольшой, но сделано в общем-то немало. Какие приоритеты были определяющими при планировании и организации деятельности общественного совета при министерстве промышленности и транспорта края?

- Главные приоритеты в деятельности общественного совета исходили из Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года. В его выступлении было особо подчеркнуто, что «власть должна быть прозрачной, доступной и учитывать общественное мнение… и не должна быть изолированной кастой. Только в этом случае создаётся прочная моральная основа для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национально ориентированного сознания». А «ориентация работы всех звеньев госмеханизма и уровней власти, добавил В.В. Путин, должна быть направлена на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы».

Требования президента по организации конструктивного и деятельного взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества (в самых различных видах и форматах) нашли свое отражение в Краевой стратегии действий по реализации в Хабаровском крае основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г., принятой 08 февраля 2013 года. И наш регион одним из первых в Российской Федерации взял курс на активное вовлечение инициативных граждан и общественных структур в процесс выработки, подготовки и принятия управленческих решений.

Без всякого преувеличения, общественный совет смог стать по-настоящему представительной площадкой для обсуждения ключевых вопросов развития промышленного и транспортного потенциала Хабаровского края, значимым общественным институтом обратной связи, дающими честную и объективную оценку работы министерства.

- Деятельность любой управленческой или общественной структуры требует, конечно, много сил, времени и организационной работы. Как часто проводились заседания общественного совета?

- За четыре года проведено 28 заседаний совета (как в очном, так и заочном формате). Общественный совет при министерстве принял самое активное участие в разработке Стратегии социально-экономического развития края до 2030 года, членами совета внесено более 30 предложений по развитию промышленного и транспортного потенциала, а также дорожного хозяйства региона.

Важно отметить вклад членов общественного совета в организацию и проведение первой научно-практической конференции министерства «Транспортная система Хабаровского края: взгляд в будущее», прошедшей 25 декабря 2017 года в правительстве края. Конференция была приурочена к окончанию строительства автомобильной дороги Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре и затронула вопросы развития дорожной сети и транспортного комплекса края в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Учитывая высокую практическую значимость подобных научных мероприятий, министерством принято решение о проведении конференции в 2018 году. Естественно, необходимо расширить перечень ее участников и рассматриваемых вопросов, привлечь к участию в ней представителей отраслевых предприятий и организаций, а также ученых и представителей бизнеса стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

- А зарубежные контакты практикуются в работе общественного совета?

- Конечно. Очень насыщенным и продуктивным в деятельности совета стал 2017 год. В апреле председатель и члены общественного совета по приглашению китайской стороны выступили на форуме в г. Харбине, посвященном открытию центра российско-китайского сотрудничества в рамках реализации инициативы «Один пояс – один путь».

В представленных докладах члены общественного совета очень подробно проинформировали представителей органов власти и китайского бизнеса о созданных в крае благоприятных условиях для реализации международных проектов и иностранных инвестиций (ТОСЭР, свободный порт), позитивных изменениях в работе органов государственной власти с российскими и иностранными инвесторами. Налаживание таких взаимовыгодных контактов – часть очень большой работы по созданию инвестиционной привлекательности нашего края, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

- Очень большой управленческий эффект дают выездные встречи, проблемы обсуждаются и находятся позитивные варианты их решения, как говорится, прямо на месте. Общественный совет при министерстве проводит заседания в выездном формате?

- Да, в практике работы общественного совета используется и формат выездных заседаний. Например, за время работы совета они были проведены в Дальневосточном государственном университете путей сообщения, Центре космических технологий Тихоокеанского государственного университета, Хабаровском краевом объединении организации профсоюзов, Дальневосточном научно-методическом центре охраны труда и безопасности дорожного движения. Польза от таких мероприятий несомненна и важна, прежде всего самому министерству, так как вживую видны и понимаемы весь масштаб и ресурсы для решения поставленных задач.

Другое очень важное направление работы – организация и проведение общественных обсуждений краевых государственных программ. Примером такой работы стала организация, можно сказать, народного обсуждения таких известных программ, как «Развитие транспортной системы Хабаровского края» и «Народной программы Хабаровского края» в период с 2016 по 2020 годы.

Несколько цифр. С 2013 года по настоящее время организовано и проведено 23 общественных обсуждения этих важнейших для края управленческих документов в 14 муниципальных образованиях края. Состоялось более 200 встреч с жителями, представителями органов местного самоуправления, лидерами общественного мнения.

Что мы считаем особо важным при организации таких общественных обсуждений? Основное внимание уделяется выстраиванию полноценных конструктивных коммуникаций с органами местного самоуправления и населением края. Формализма – как можно меньше. Принципиально важным считаем и формирование атмосферы доверия и сотрудничества во взаимоотношениях между администрациями муниципалитетов, жителями городов и районов и краевым правительством с целью роста электоральной активности жителей края.

- В целом общественный совет внес позитивный вклад в управленческую деятельность министерства?

- В межправительственном рейтинге по итогам работы за 2017 год общественный совет при министерстве занял первое место и по-прежнему сохраняет лидирующие позиции. Но занимаемые места - не самоцель. Главным и определяющим стало то, что за время работы совета совместно с представителями науки, производства и предпринимательского сообщества было выработано более 100 конструктивных и полезных предложений. Все они оказались очень востребованными для совершенствования законодательства и устранения пробелов в хозяйственной деятельности предприятий, выработки социально значимых проектов и решений, отвечающих интересам жителей нашего края.

- Каковы дальнейшие планы работы общественного совета?

- Для того чтобы и дальше повышать качество управленческой деятельности министерства, необходимо развивать самые различные формы взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными образованиями и институтами гражданского общества.

Сегодня требуется новый уровень общественного участия в работе и нашего министерства, и структурных подразделений правительства края. Возможно, есть смысл учредить институт общественных советников министерств, комитетов и ведомств. В качестве таких советников могут быть представители науки, экспертного сообщества, производственники, заслуженные работники отраслей экономики и другие. В конечном счете их работа окажет органам власти очень нужную помощь в разработке и реализации самых различных программ социально-экономического развития края.

Краевая стратегия действий по реализации в Хабаровском крае основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. – документ долговременного действия, реализация которого позволит создать прочный фундамент взаимодействия органов исполнительной власти Хабаровского края и гражданского общества для блага всех жителей нашего региона. Будем и дальше работать над ее реализацией.

Подготовила Елена Бехтер