Соревновательные дисциплины должны выбирать работодатели

Газета «Гудок» (г. Москва), №98 – 6 июня 2018 года.
При разработке компетенций чемпионатов WorldSkills важно учитывать мнение работодателей. К такому выводу пришли участники научно-практической конференции «Тенденции развития транспортного практикоориентированного образования», состоявшейся 4 апреля в Московском колледже железнодорожного транспорта (МКЖТ). Мероприятие прошло в рамках отборочного чемпионата Российского университета транспорта (МИИТ) по стандартам WorldSkills.

В стране продолжаются отборочные этапы II Межвузовского чемпионата по стандартам WorldSkills, финал которого состоится в ноябре в Москве. Почти все отраслевые университеты уже провели соревнования и определили победителей. В эти дни за выход в финал чемпионата борются студенты РУТ (МИИТ).

Напомним, первый Межвузовский чемпионат по стандартам WorldSkills прошёл в 2017 году в Москве. В нём приняли участие 430 конкурсантов из 77 российских вузов, которые соревновались в 36 компетенциях. Цель мероприятия – повышение престижа рабочих профессий, а также развитие профессионального образования, ориентированного на реальные потребности работодателей. Участие в WorldSkills позволяет студентам адекватно оценить уровень своей подготовки и шансы на трудоустройство после окончания вуза. Принять участие в Межвузовском чемпионате могут не только студенты высших учебных заведений, но и ссузов, входящих в их состав. 

Отраслевые университеты активно участвуют в движении WorldSkills. И если в прошлом году студенты-транспортники соревновались в двух-трёх компетенциях в зависимости от вуза, то в этом году их количество в некоторых учебных заведениях увеличилось в разы. Так, например, студенты РУТ (МИИТ) продемонстрируют свои умения в девяти конкурсных компетенциях: к уже опробованным в прошлом году компетенциям «Сетевое и системное администрирование» и «Управление железнодорожным транспортом» добавились «Предпринимательство» и «Экспедирование грузов», а также пять новых отраслевых компетенций («Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте», «Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог», «Обслуживание железнодорожных тяговых подстанций и линейных устройств систем тягового электроснабжения», «Радиосвязь с подвижными объектами», «Техническое обслуживание и ремонт контактной сети железнодорожного транспорта»), разработанных Институтом прикладных технологий РУТ (МИИТ) специально для межвуза. 

Стоит заметить, что не все компетенции отборочных чемпионатов отраслевых вузов представлены в финале этого чемпионата. Точнее, все транспортные компетенции являются презентационными и в итоговый конкурс не входят. 

Поэтому студенты РУТ (МИИТ) в финале смогут побороться за победу только в двух общих компетенциях («Сетевое и системное администрирование» и «Предпринимательство»), учащиеся ДВГУПСа – в трёх («Инженерный дизайн CAD (САПР)», «Изготовление прототипов», «Туризм»), ИрГУПСа – в двух («Инженерный дизайн CAD (САПР)», «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений»). А студенты из СамГУПСа и ОмГУПСа и вовсе не попадут в финал, поскольку они соревновались только в демонстрационной компетенции «Управление железнодорожным транспортом». 

«Соревноваться нужно в тех компетенциях, которые востребованы на производстве. Поэтому важно учитывать мнение и потребности работодателей при разработке компетенций. Студенты должны показывать свои знания и умения по конкретным профессиям, которые они получат после окончания вуза. Для учащихся отраслевых учебных заведений это транспортные специальности», – отметил генеральный директор объединения «Желдортранс» Сергей Чаплинский, выступая на научно-практической конференции «Тенденции развития транспортного практикоориентированного образования». 

Как пояснил руководитель департамента по работе с образовательными организациями союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Дмитрий Юрков, для того, чтобы компетенция перешла из разряда презентационной в основную, она должна соответствовать требованиям чемпионатных стандартов WorldSkills. Так, например, инициатор внедрения новой компетенции (чаще всего университет) должен сформировать экспертную группу из 10 представителей различных регионов и корпораций (профессионалов в данной компетенции), каждый из которых должен получить соответствующий сертификат WorldSkills. Экспертам нужно развивать компетенцию в своём регионе, а также обеспечивать проведение и оценку соревнований в соответствии со стандартами WorldSkills. 

Кроме того, презентационная компетенция в течение года должна быть представлена не менее чем в шести чемпионатах регионального уровня или не менее чем в трёх корпоративных чемпионатах. В этой связи, по словам директора Московского колледжа железнодорожного транспорта Ирины Косаревой, отраслевые вузы должны выступать единым фронтом: «В отрасли есть учебные заведения, которые периодически инициируют проведение соревнований по той или иной презентационной железнодорожной компетенции. Конечно, наши компетенции сложные, требующие привлечения затратного и габаритного оборудования, но их нужно продвигать. Поэтому вузы должны поддерживать друг друга, подхватывать инициативу».