За мгновение до катастрофы

Газета «Дальневосточная магистраль», №25 – 13 июля 2018 года.
Опасный груз вырвался из контейнера в самом сердце магистрали
Сообщение о чрезвычайной ситуации на станции Хабаровск-2 поступило вечером 22 мая. Составитель поездов Александр Рудица обнаружил утечку опасного груза. Если бы не внимательность железнодорожника, экологической катастрофы на станции было бы не избежать.

Во время маневровых работ на путях Хабаровской механизированной дистанции погрузо-разгрузочных работ и коммерческих операций составитель поездов обнаружил, что у контейнера сработал аварийный клапан. В контейнере-цистерне перевозили изобутан. Вещество опасное не столько своей токсичностью, сколько горючестью. Чтобы цистерна, из которой произошла его утечка, и всё вокруг запылало, достаточно было бы небольшой искры, разряда статического электричества или небрежно брошенной сигареты.

Описание поступка совсем короткое, но на станции говорят, что это были самые важные несколько часов. Слова «экологическая катастрофа» для многих, кто работает на узле Хабаровск-2, – не пустой звук. Здесь знают, чего могут лишиться. Старожилы рассказывают, что осенью в одном из парков можно почти руками ловить фазанов. Иначе как чудом это не называют.

Негерметичная упаковка опасного груза – проблема, известная давно. В железнодорожных изданиях этому вопросу посвящено немало статей.

– Утечка опасных веществ, в том числе нефтепродуктов, – проблема очень серьёзная. Из-за одного нарушения последствия могут оказаться катастрофическими, – комментирует профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Естественно-научного института ДВГУПСа, доктор технических наук академик МАНЭБ Виктор Катин. – Различные устройства, герметичные вкладки – все эти изобретения есть, и они постепенно внедряются. Но этого недостаточно. Сейчас нет такого подвижного состава, который гарантирует 100-процентную герметичность и защиту от разлива 
опасного груза.

Если нет техники, которая гарантирует полную защиту, значит, вся надежда только на профессионализм и внимательность железнодорожника. Сам герой нашего очерка считает, что там, где опасный груз, – всегда нужна повышенная бдительность. Однако о каком героизме можно говорить, если это часть его работы.

Учёные с такой позицией железнодорожника не соглашаются. Перевозка опасных грузов, сжиженных газов или, например, нефтепродуктов, уже считается чрезвычайной ситуацией, поскольку возникает риск разлива, утечки, а там и угроза безопасности движения. От того, как коллектив станции сработает в этом случае, зависит, останется ли ситуация только потенциально чрезвычайной или обернётся реальной экологической катастрофой. Обычную перевозку от ЧС отделяет тонкая грань.

На станции Хабаровск-2 Александр Рудица работает уже больше десяти лет. За это время у него появились свои приёмы, которые помогают в работе. На станции его знают как рядового составителя, работника, которого видят каждую смену, и не ждут от него чего-то экстраординарного, тем более подвига. В его личном деле нет выдающихся достижений или проступков. Просто работал: сначала регулировщиком скоростей, а затем составителем поездов, но всё на одной станции. Как говорится, в своём деле он набил руку. Привыкнуть удалось ко многому: к постоянному движению, работе на морозе, увеличению поездопотока. Вот только к маркировке «Опасный груз» Александр Иванович так и не стал относиться спокойно. Сразу работаешь не на 100 %, а на все 120 % – внимательнее, собраннее, чётче, говорит он. Ведь даже небольшая ошибка будет стоить предприятию очень дорого. Регламент работы с опасными грузами засел в голове прочнее, чем какие-либо другие правила и инструкции.

На станции Хабаровск-2 перевозка нефтепродуктов и других опасных грузов – огромная часть работы. В городе расположен нефтеперерабатывающий завод, сюда же адресуют порожние цистерны после выгрузки в портах. С опасными грузами здесь работают каждый день, и каждый день составители помнят, что любая цистерна несёт потенциальную опасность. Поэтому, когда спрашивают, что самое важное должен знать составитель, они, не сговариваясь, отвечают: инструкции по работе с опасными грузами. В тот майский день именно Александру Ивановичу пришлось продемонстрировать негласное правило составителя: если груз опасный, будь профессионалом вдвойне.

Теперь в его личном деле появится новая запись: за проявленную бдительность и предотвращение угрозы безопасности движения поездов он выдвинут на поощрение. 

Екатерина Крюкова