С экспертов спросят

Газета «Гудок» (г. Москва), №19 – 6 февраля 2019 года.
Рособрнадзор предлагает ужесточить требования к компетенции экспертов, осуществляющих государственную аккредитацию образовательных программ и вузов.
Надзорной службой подготовлен законопроект, по которому эксперт, аккредитовывающий образовательную программу, должен иметь образование и опыт преподавания по аналогичному направлению подготовки, а также научные публикации в профильных мировых и отечественных изданиях. «Без набора этих компетенций эксперт не может в полной мере оценить качество той или иной образовательной программы», – говорится в законопроекте. 

Сегодня госаккредитацию осуществляет одно из подразделений Рособрнадзора – ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» (Росаккредагентство). Проверки бывают двух типов: аккредитация вуза в целом по истечении срока действия государственной аккредитации (как правило, раз в шесть лет) и аккредитация отдельных образовательных программ, реализуемых учреждением. 

Стать экспертом может любой гражданин страны, имеющий диплом о высшем образовании, опыт работы в сфере образования и предварительно аттестованный Рособрнадзором. На сегодняшний день в реестре аккредитованных экспертов надзорного ведомства числятся 1596 человек. 

Между тем, как ранее рассказал «Гудку» и.о. проректора по учебной работе и международным связям Самарского госуниверситета путей сообщения (СамГУПС) Максим Гаранин, экспертов, связанных с железнодорожным транспортом, не так много. «Зачастую специфичные транспортные программы, например «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Эксплуатация железных дорог», аккредитуют эксперты если и имеющие отношение к транспорту, то весьма косвенное. Их оценка может быть не совсем объективной и качественной», – пояснил он. 

Обновлённый закон «Об образовании» допускает ещё одну форму проверки качества подготовки в вузах – профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. На сегодняшний день она не является обязательной и не учитывается при проведении госаккредитации. Проводят профессионально-общественную аккредитацию объединения работодателей: формируется группа экспертов, имеющих большой опыт работы по заявленным для аккредитации направлениям, которые выезжают в учебное заведение для проверки и ознакомления с материально-технической базой. 

Программы отраслевых вузов оценивают эксперты Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта («Желдортранс»). «Образовательные учреждения не спешат проходить профессионально-общественную аккредитацию своих программ, и зря. Работодатели нуждаются в кадрах, которые не потребуется переучивать на производстве. Профессионально-общественная аккредитация позволяет найти огрехи в образовательных программах, увидеть, чего недостаёт конкретному учреждению», – уверен генеральный директор «Желдортранса» Сергей Чаплинский. 

За два года такую оценку прошли РУТ (МИИТ), Московский колледж железнодорожного транспорта РУТ (МИИТ), ИрГУПС и ДвГУПС. «На государственном уровне стоит проработать вопрос целесообразности разработки мер, направленных на интеграцию процедур профессионально-общественной аккредитации в госсистему обеспечения контроля качества образовательной деятельности», – считает директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков.