Авиационный след в локомотивной детали

Газета «Гудок» (г. Москва), №94 – 31 мая 2019 года.
Из-за чего локомотив может встать на ремонт? Причин немало. Сломалась, например, защёлка вакуумного выключателя. Деталь хоть и небольшая, но из-за неё техника простаивает, а значит, компания несёт убытки. Это, кстати, одна из частых причин непланового ремонта локомотивов.

Решению этой проблемы был посвящён дипломный проект выпускника ДВГУПСа, инженера первой категории Дальневосточной дирекции тяги Олега Мухина. Его работа «Модернизация защёлки вакуумного выключателя ВБО 25» получила грант начальника Дальневосточной железной дороги. 

– Мне очень нравится проектирование и моделирование в CAD-системе. Также неплохо ориентируюсь в сопромате, – говорит Олег. – Думаю, поэтому преподаватели и предложили взяться за тему именно мне. 

Дипломный проект он защитил успешно. Поступил в аспирантуру и по целевому договору пошёл работать в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск-2 техником по расшифровке лент скоростемеров. 

Олег решил, что его проект не должен пылиться в архиве университета и продолжил совершенствовать свою идею. Тем более что и руководство, и старшие коллеги задумку оценили. Рационализатор презентовал свой проект и в дирекции тяги, где также получил положительные отзывы. 

– Я предложил защёлку, которая не будет ломаться, – продолжает Олег. – Изменил её конструкцию: усилил площадь сечения, подставил площадку, убрал лишние болты, тем самым облегчив деталь, изменил крюк. Все расчёты делал в специальной программе для 3D-моделирования. В теории расчёты сошлись, но очень хотелось проверить, будет ли деталь работать на практике. 

На этом этапе сил от Олега Мухина потребовалось не меньше, чем во время работы над самим проектом. Его идея хоть и покорила всех своей простотой, но для исполнителей оказалась достаточно сложной задачей. В Хабаровске многие предприятия, близкие к такому производству, отказывались от работы над прототипом, потому что для этого требовалось сверхточное оборудование – лазерный станок. Автор детали обратился на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. Гагарина. Здесь без сложностей также не обошлось. Но нужно отдать должное находчивости и смекалке Олега, благодаря которым удалось убедить завод взяться за работу.

– В конце июня прошлого года мы поставили защёлки на два локомотива хабаровской приписки, – рассказывает автор проекта. – Потом оборудование по ошибке переставили на локомотивы Забайкальской железной дороги. С одного я защёлки снял, проверил геометрические параметры, в университете провели дефектоскопию. Они оказались полностью исправны, хотя статистика показывает, что за это время с ними уже могло что-то случиться. 

А второй локомотив с припиской в Чите до сих пор работает с защёлками Олега Мухина. Он пристально следит за поведением машины. Если она заходит на ремонт, то обязательно интересуется, в чём причина. И каждый раз ему отвечают, что его детали ни при чём. 

Сейчас Олег Мухин работает в Дальневосточной дирекции тяги. Опыт, полученный в локомотивном депо, и стремление доводить начатое дело до конца помогли ему продвинуться по службе. Прототипы, изготовленные на заводе, показали отличный результат, и теперь их автор поставил перед собой новую задачу – добиться установки модернизированных деталей на всю технику, имеющуюся на дальневосточном полигоне. 

Татьяна Щербаченко