Капризы природы подтолкнули к идее

Газета «Дальневосточная магистраль», №122 – 12 июля 2019 года.
«Люблю грозу в начале мая…», – писал когда-то Фёдор Тютчев. Многие с этими бессмертными строками согласны. Но только не железнодорожники. У каждого, чья работа связана с магистралью, есть свои причины не любить это природное явление. Например, электромеханик Спасск-Дальненской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Герман Грачёв негативно относится к молниям, потому что из-за них выходит из строя вся электроника.

Но благодаря своему рационализаторскому проекту он уже около двух лет не зависит от капризов природы. Герман стал победителем второй «Битвы рационализаторов», которая прошла в хабаровской «Точке кипения». Правила для авторов проектов остались неизменными. Пять участников должны были презентовать собственное предложение, уложившись при этом в пять минут. Главное условие – рассказать о своём проекте простым и доступным для большинства языком, избегая заумных научных терминов. Вместе с тем авторы должны поднять настроение зрителям органично вплетёнными в доклад шутками.

В этой битве на равных состязались как студенты и аспиранты, так и работающие специалисты. Предложения большинства участников облегчили не только их собственные рабочие будни, но и будни коллег. Например, инженер Хабаровской дефектоскопной метрологической лаборатории Дальневосточного центра метрологии Сергей Федоринчик усовершенствовал работу метрологов с контроллерами. Его предложение, кстати, экономит не только время, но и финансы. 

Электромонтёр Хабаровской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций Алексей Дрогалёв придумал, как избежать ручной разгрузки больших партий сыпучих грузов. Одним из самых научных стал проект студента 4 курса Электроэнергетического института ДВГУПСа Алексея Костина. Суть его идеи в том, чтобы создать базу данных, которая могла бы достаточно быстро находить места коротких замыканий в сети. А аспирант ДВГУПСа Денис Миненко попытался проанализировать, быть или не быть мостовому переходу, соединяющему материк и остров Сахалин. 

Герман Грачёв рационализировал свой рабочий процесс, облегчив при этом жизнь и дежурным электромеханикам. 

– Я привёл в пример грозу, потому что, как правило, после неё работы прибавляется, – объясняет он. – От разряда молнии электроника ломается, а дежурный электромеханик в ночь, под дождём бежит, меняет генератор, а испорченный отдаёт мне в ремонт. Самое неприятное в этой ситуации то, что, после того как я деталь отремонтировал и выдал, спустя сутки или двое, а может даже несколько часов она снова «вылетает», потому что молния не до конца подстрелила какую-то схемку или кабель. И всё повторяется. 

Сейчас на ремонтном участке Германа Грачёва установлен стенд, который помогает выявлять те самые недоповреждённые места в приборах. Теперь, когда что-то ломается, он ремонтирует это до тех пор, пока деталь или прибор не будут работать устойчиво и чётко. 

– Смех смехом, конечно, но со временем приходишь к пониманию, что безопасность на транспорте – это не шутки, – отметил Герман во время выступления. – В деле сохранения жизни людей, да и грузов, мелочей не бывает. За это ответ и несём. 

Победитель второй «Битвы рационализаторов» говорит, что эта идея витала в воздухе и до него. Но всё было на уровне «хотелось бы…», «надо бы…». Он, как говорится, довёл дело до ума. 

– Сначала, конечно, изучил литературу по этой теме. Здесь помог Интернет, – рассказывает Герман. – Потом разработал схему, после были слесарные работы, а уж затем и монтажные. На сбор всей конструкции ушло около полугода. Собирал на работе, но в свободное от выполнения основных обязанностей время. 

Победителя определяли с помощью аплодисментов. Но здесь специалисты службы технической политики, выступившие организаторами битвы, не стали полагаться только на слух. Доверились шумомеру, по показаниям которого и был вынесен вердикт. 

Татьяна Щербаченко