Не экономьте на будущем

Газета «Дальневосточная магистраль», №176 – 26 сентября 2019 года.
Новые меры социальной поддержки помогут студентам морально и материально.
Студентов и аспирантов освободили от подоходного налога на материальную помощь, сумма которой не превышает 4000 рублей в год. Соответствующий законопроект принят Госдумой в третьем чтении. Он вступит в силу в 2020 году.

– Материальная помощь – это особая выплата, связанная с трудной жизненной ситуацией, и важно, чтобы она дошла до человека в полном объёме, – уверен председатель студенческой первичной профсоюзной организации Дальневосточного государственного университета путей сообщения Андрей Максименко, вышедший ещё зимой с инициативой отменить налог на матпомощь для студентов в Государственную думу. 

Он указал на существовавшую правовую несправедливость: с матпомощи для студентов взимается налог, хотя в соответствии с Налоговым кодексом налогообложению она не подлежит. 

– В Министерстве финансов этот нюанс объяснили тем, что студенты не являются работниками учреждений. Однако в ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» говорится, что работник – это не только тот, у кого заключён трудовой договор, но и тот, кто учится в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования. В связи с этим члены студенческой первички ДВГУПСа направили свои обращения в органы различных уровней законодательной власти: в Законодательную думу Хабаровского края и Государственную думу РФ, – прокомментировали в Дорпрофжел Дальневосточной железной дороги.

В итоге в первую же неделю работы в осеннюю сессию Госдума приняла этот законопроект во втором и третьем чтениях, отменив взимание подоходного налога с матпомощи, сумма которой не превышает 4000 рублей в год и выдаётся студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам-стажёрам вузов.

В Приморье власти тоже поддержали интересы молодёжи. Стипендию в 10 тыс. рублей теперь ежемесячно, начиная с 1 сентября, могут получать студенты-очники, имеющие ребёнка до трёх лет. Мера социальной поддержки будет определена одному из родителей, если доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Приморском крае. Этот проект, по мнению губернатора края Олега Кожемяко, призван улучшить демографическую ситуацию в регионе и простимулировать молодёжь рожать пораньше, не оттягивая этот момент к 30-летнему и более старшему возрасту. 

Студенты инициативу законодателей встретили с оптимизмом. 

– Хорошо бы льготу перенести и на тех, кто учится в техникумах, – говорят ребята. – И там есть молодые мамочки, которые учатся и растят ребёнка.

Со своей стороны РЖД также не оставляет без внимания заботы будущих специалистов, которым в ближайшее время предстоит прийти на железную дорогу.

– Конечно, государственная поддержка важна для студентов. У некоторых из ребят жизнь тяжелее, чем у взрослых. Кто-то из них из неполных семей, кто-то должен сам себя обеспечивать. Поэтому им, кроме качественного образования, необходимы внимание и помощь, – считает заместитель начальника Владивостокской дистанции СЦБ Наталья Саяпина. – Например, у нас в ШЧ-8 работа с молодёжью строится с того момента, когда будущий железнодорожник начинает учиться в техникуме или вузе. Каждого студента-целевика мы курируем на протяжении всего обучения, следим за успеваемостью. При прохождении практики ребята направляются на участки, где планируется их дальнейшее трудоустройство. А это, как правило, станции с большой перспективой развития. Не остаются без внимания и темы дипломного проектирования. Они тоже заимствованы из жизни – для исследования выбирается система ЭЦ, с которой молодой специалист будет работать в будущем. Так, понемногу мы узнаём друга, и на этапе окончательного трудоустройства у новичка появляется понимание своих возможностей и требований дистанции. 

Наталья Кузьмина