Сухость – залог прочности

Газета «Дальневосточная магистраль», № 197 – 25 октября 2019 года.
Слабые участки железнодорожного полотна находятся в зоне пристального внимания науки
Проект научно-исследовательской лаборатории Дальневосточного государственного университета путей сообщения «Армодренажная система для отвода поверхностных и грунтовых вод» вошёл в десятку лучших разработок молодёжного конкурса инновационных проектов «Новое звено».

Разработку презентовали инженер первой категории по промышленной и пожарной безопасности Дальневосточной дирекции по ремонту пути Оксана Тукмакова и ведущий специалист по управлению персоналом Дальневосточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Светлана Хмара в финале конкурса, который по традиции прошёл во время общесетевого слёта молодёжи. Научным руководителем проекта стала доктор технических наук профессор, глава научно-исследовательской лаборатории ДВГУПСа «Основания и фундаменты» Светлана Жданова. 

– Наша разработка не просто решает проблему сбора и отвода воды от грунтовых сооружений, она направлена на устранение деформаций, возникающих в процессе эксплуатации земляного полотна, – говорит Оксана Тукмакова. – Сейчас не только на Дальнем Востоке, но и по всей сети россий¬ских железных дорог около 13% участков железнодорожных путей имеют слабое основание. Помимо соб¬ственного веса на насыпь воздействует вес подвижного состава, что и приводит к её проседанию. 

Вместо того, чтобы такие участки насыпи ежегодно досыпать щебнем до проектных отметок, авторы идеи предложили осушать слабые и бессточные места, отводить от них грунтовые и поверхностные воды и тем самым минимизировать деформации. Такое решение позволяет избавиться от пучин зимой и просадок весной, когда земляное полотно начинает оттаивать. 

– По отдельности каждый элемент предложенной нами конструкции давно известен, – отмечает Оксана Тукмакова. – Но в качестве комплексного решения их никто до нас не предлагал. 

Авторы изначально были настроены на то, чтобы довести свою разработку до практического применения. В 2016 году идею запатентовали. Тогда же был заключён договор между ДВГУПСом и Железными дорогами Якутии на пробное применение армодренажной конструкции. И только после наблюдений, сбора данных и их анализа проект был презентован. 

– За участками внедрения на АК «ЖДЯ» мы ведём мониторинг уже третий год, – говорит Оксана Тукмакова. – А сейчас лаборатория работает над ещё одним интересным проектом. Противодеформационные мероприятия необходимо разработать на участке Известковая – Ургал, это Буреинский обход. 

После финала прошло достаточно времени, чтобы мысли собрались и впечатления улеглись. Но накануне поездки в Москву, в период, когда проект уже был заявлен, а окончательного решения ещё не было, волновалась не на шутку, признаётся Оксана. 

– Не давала покоя неизвестность: как оценят проект, будет ли отклик положительный или комиссия укажет на недочёты, – рассказывает молодой новатор. – Но в какой-то момент я успокоилась. Ведь был приложен максимум усилий, и оставалось только ждать. 

Все волнения оказались напрасными. Разработка дальневосточниц вызвала интерес представителей самых разных сфер. 

– Здорово осознавать, что твоя идея находит понимание и поддержку не только людей из близкого круга – коллег и друзей, но и у руководителей, – говорит Оксана Тукмакова. – Это придаёт сил и желания творить дальше, придумывать что-то новое. 

Татьяна Щербаченко