Задание на завтра

Газета «Дальневосточная магистраль», № 204 – 7 ноября 2019 года.
Учебные заведения Сибири и Дальнего Востока осваивают современные технологии подготовки кадров.
Сегодня развитие новых технологий снижает потребность в людских ресурсах. А с другой стороны, серьёзно повышает планку требований к качеству инженерных и рабочих кадров и, соответственно, к уровню системы профессиональной подготовки.

О том, как эффективно выстроить взаимодействие образования и производства, дискутировали участники заседания Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионального совета профессионального образования и обучения на железнодорожном транспорте.

– Заседание регионального совета проходит регулярно. В прошлом году мы собирались в Чите. В нынешнем – участников встречи, организованной 5–7 ноября, принимал Владивосток, – рассказал директор Приморского института железнодорожного транспорта – филиала ДВГУПСа Павел Дмитриев. – Этот формат работы очень важен для развития профессионального образования. Сегодня подготовка кадров для промышленности и транспорта, составляющих основу экономики, выходит на первый план. Поэтому мы делимся планами, обсуждаем проблемные вопросы. Одной из важных тем стало проведение демонстрационного экзамена. 

Напомним, к концу 2024 года в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» учреждения СПО должны проводить демонстрационные экзамены по стандартам WorldSkills. 

– Со следующего года мы тоже переходим на демонстрационный экзамен. Он будет проводиться одновременно с защитой дипломного проекта. Студенты должны будут проявить профессиональные навыки, определённые стандартом, при выполнении той или иной работы. Например, найти неисправность или собрать прибор, – говорит заместитель директора по учебной работе ПримИЖТа Людмила Мелешко. – А для этого нужны преподаватели-мастера, владеющие самыми современными технологиями, и соответствующая материальная база. Не каждое учебное заведение в регионе может похвастаться таким набором.

По словам проректора по учебной работе ДВГУПСа Елены Гафиатулиной, в последнее время требования работодателя к подготовке студентов поднялись. Поэтому сегодня единственно верный путь – это предельно тесное взаимодействие образовательной системы с предприятиями. 

– Развитие технологий изменило условия работы специалистов среднего звена. Сегодня выпускники должны обладать определённым набором компетенций: уметь управлять сложными устройствами, в том числе дистанционно, владеть основами программирования, – отметила Елена Гафиатулина. – Чтобы этого добиться, необходимо совершенствовать учебные программы с ориентиром на работодателя, принимать участие в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства, продолжать цифровизацию образовательного пространства. 

Продвинуть на шаг вперёд профессиональное образование поможет и системный подход в профориентационной работе, – уверен заместитель начальника Дальневосточной железной дороги по кадрам и социальным вопросам Андрей Ваулин. 

– Каждое звено в цепочке «школа – техникум – вуз» должно быть наполнено конкретным содержанием. Я проехал по полигону Дальневосточной магистрали, познакомился с работой учебных заведений на БАМе. Наша главная задача – нацелить ребят на железнодорожные профессии, привлечь на работу в глубинке. Сегодня, как известно, серьёзную нехватку кадров мы наблюдаем на БАМе, в Хасанском районе Приморья, – говорит Андрей Ваулин. – Помочь в этом может создание профильных классов. Например, в Новом Ургале созданы три таких специализированных класса. Ребята со школьной семьи должны быть мотивированы на труд на железной дороге. 
магистрали

Наталья Кузьмина