Право на безопасную работу

Газета «Гудок» (г. Москва), №42 – 11 марта 2020 года.
Светлана Шабашная – лучший специалист по охране труда на Дальневосточной дороге.
Светлана Шабашная стала победителем конкурса на звание лучшего специалиста по охране труда на Дальневосточной магистрали, который состоялся в конце февраля в Хабаровске.

Конкурс на дороге проводился впервые. Как отмечают в руководстве ДВЖД, от статуса, авторитета работников, курирующих на предприятиях вопросы охраны труда, в немалой степени зависит снижение производственного травматизма. 

Конкурсанты представляли различные хозяйства железнодорожного транспорта. Ведущий специалист по охране труда эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск-2 Светлана Шабашная представляла Дальневосточную дирекцию тяги, пройдя предварительный квалификационный отбор. 

«Было интересно познакомиться с коллегами из разных структур. Хотя времени пообщаться оказалось не так много, знакомства заведены, так что можно будет связаться, проконсультироваться по тому или иному вопросу, обменяться мнением», – говорит Светлана. 

В конкурсе нужно было рассказать о себе и своём предприятии, продемонстрировать профессиональные знания. Так, согласно одному из заданий необходимо было найти на картинке нарушения мер безопасности и правил по охране труда, в другом – перечислить действия работодателя после произошедшего несчастного случая с сотрудником. 

Настоящим мозговым штурмом стала викторина – несколько десятков вопросов по широкой тематике. Ответы требовали быстрой реакции (слово давалось тому, кто первым поднимет руку) и точности: если конкурсант отвечал неполно, опрашивался другой участник и балл переходил сопернику. 

«Несмотря на то что я заняла первое место, для себя уяснила, что нужно читать больше специальной литературы», – рассказывает ведущий специалист депо. 

Светлана Шабашная пришла на железную дорогу в 2016 году. Окончив с отличием Дальневосточный государственный университет путей сообщения по специальности «техносферная безопасность», она вернулась домой в посёлок Вяземский, где на одноимённой станции расположен подменный пункт локомотивного депо Хабаровск-2. Через какое-то время девушка устроилась туда оператором пункта экологического контроля: при реостатных испытаниях тепловозов нужно было производить замер выбросов. 

В 2017-м молодого специалиста перевели в базовое депо, и в круг обязанностей Шабашной вошли вопросы охраны труда. 
«Небольшой опыт на этой должности у меня был, когда после университета отработала год на автотранспортном предприятии. Плюс за время работы на станции Вяземской получила определённое представление о локомотивном хозяйстве. Ну и мой папа – машинист, многие вопросы с ним обсуждали в семье», – говорит Светлана. 

Александр Шабашный не только опытный работник локомотивного хозяйства, имеющий серьёзный стаж поездной и маневровой работы, но и общественный уполномоченный по охране труда. Неравнодушие, внимательность к мелочам, которых, как известно, в этом деле не бывает, видимо, передались дочери. 

«При общении с локомотивными бригадами мы стараемся подчеркнуть, объяснить значимость того или иного требования, поскольку от этого может зависеть жизнь человека», – рассказывает ведущий специалист по охране труда. 

По словам Светланы Шабашной, большую роль в профилактике производственного травматизма играет техническое обучение с периодической проверкой знаний. Помогают и цифровые технологии. В комнатах предрейсового инструктажа депо стоят терминалы, с помощью которых локомотивная бригада перед поездкой знакомится с актуальной информацией, в том числе по охране труда. Разработано и мобильное приложение, где выкладываются новые инструкции, телеграммы, обновляются другие сведения. 

Кстати, в своей презентации на дорожном конкурсе Шабашная предложила, чтобы вопросам охраны труда в приложении или на корпоративном портале был отведён специальный раздел (сейчас, как правило, они совмещаются с вопросами безопасности движения) – это может стать дополнительным каналом взаимодействия с бригадами. 

Работа в локомотивном депо Хабаровск-2, одном из крупнейших предприятий ДВЖД, перспективна, отмечает Светлана. 

«Мне достаточно комфортно работать в этом коллективе. Бывает, спорим, дискутируем, но всё равно приходим к какому-то единому мнению. Вообще есть гордость за то, что работаю на железной дороге, и именно в локомотивном хозяйстве. Может быть, потому, что папа с ним связан. Все остальные структуры тоже важны для дороги, и у меня друзья в разных хозяйствах работают, хотя мне ближе локомотивное», – заключает Светлана Шабашная. 

Павел Усов