Учиться без двоек и жить по уставу

Газета «Дальневосточная магистраль», №134 – 24 июля 2020 года.

За годы Великой Отечественной Хабаровская школа военных техников подготовила 408 специалистов среднего звена для железнодорожного транспорта. На одно вакантное место в те годы претендовали 10 человек. Преобразованное в 1953 году в техникум железнодорожного транспорта, а в 2006 году в факультет среднего профессионального образования ДВГУПСа, учебное заведение и сегодня пользуется популярностью у дальневосточной молодёжи.

Студенты, которые не первый год занимаются изучением истории своей альма-матер, разыскивают интересные факты становления и развития техникума. Многие из них должны были прозвучать на совместной научно-практической конференции «Даты уходят в историю – память вечна…», посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, организованной ветеранами Дальневосточной железной дороги, студентами и преподавателями ХТЖТ. Доклад о ШВТ и жизни её курсантов в непростые годы подготовил студент техникума Никита Борсук.

Хабаровская школа военных техников была образована в 1934 году. До этого учебное заведение называлось Приамурским политехникумом путей сообщения, затем – Хабаровским механическим техникумом путей сообщения, который через несколько лет стал политехникумом НКПС (Народного комиссариата путей сообщения). 

«В первые годы работы материально-техническая база ШВТ была весьма слабой. Учебное здание располагало пропускной способностью максимум на 150 человек. В нём было всего два этажа, – говорится в докладе. – Это как раз то здание, в котором и сегодня проходит учебный процесс. Третий этаж был надстроен в 1936 году. А годом позже школа обзавелась собственным общежитием, оно вмещало до 400 человек. Сегодня в нём проживают студентки ХТЖТ». 

В годы войны железной дороге требовались высококвалифицированные военизированные кадры, поэтому уровень подготовки в Хабаровской школе военных техников заметно повысился. Автор доклада подробно рассказал о том, как проходили учебные будни. 

«Курсанты находились на казарменном положении. Хабаровчане могли получить увольнительную в субботу или в воскресенье, но при условии, что не нарушали дисциплину и успевали по всем предметам, – рассказывает Никита Борсук. – Курсанты жили по уставу Рабоче-крестьянской Красной армии: подъём в 7 утра, обязательная физзарядка, затем строем на занятия, после первой пары – завтрак. В два часа дня все курсанты шли на обед, затем у них был час отдыха, после чего начиналась обязательно самоподготовка в аудиториях. Её контролировали преподаватели. Эта система делала совершенно невозможным само понятие «не выучить уроки или выучить их плохо». Именно поэтому двоечников в ШВТ быть не могло». 

Курсанты школы приравнивались к бойцам Красной армии, но имели бронь, поэтому не призывались на фронт. И только в феврале 1943 года учащихся построили во дворе школы и последовал приказ: «Рождённые в 1925 году, шаг вперёд!» По данным, приведённым автором доклада, таких оказалось более 110 человек. 

«Их отправили в Благовещенск. Полгода этих курсантов обучали военному искусству, после чего присвоили звание младших лейтенантов и отправили на фронт, – уточняет Никита Борсук. – Только четверо из них вернулись с фронта живыми». 

После ухода курсантов на фронт в ШВТ на специальность «Эксплуатация железных дорог» стали принимать девушек.

Татьяна Щербаченко