Чтобы не произошло непоправимое

Газета «Забайкальская магистраль» (г. Чита), №144 – 7 августа 2020 года.

Чёткие и оперативные действия Алексея Бянкина помогли предотвратить возможное крушение грузового поезда.

Несомненно, начальник участка контактной сети на станции Сбега Чернышевск-Забайкальской дистанции электроснабжения Алексей Бянкин – это достойный пример для любого железнодорожника. Его цех всегда на хорошем счету в дирекции по энергообеспечению. А сам Бянкин болеет за родную «железку» всей душой и ответственно относится к порученному делу. И именно эта ответственность побудила его к тому, чтобы, среагировав чётко и без промедления, предотвратить драматическое событие на железнодорожном пути.

О том, что ЭЧК Сбега – образцовое подразделение, свидетельствует множество поощрений, которых был удостоен коллектив, возглавляемый Алексеем Михайловичем. А сам начальник участка имеет в трудовой «копилке» несколько значимых наград: благодарность директора Трансэнерго, именные часы начальника Забайкальской железной дороги, звания «Лучший руководитель среднего звена на железнодорожном транспорте», «Отличный работник ЗабЖД». А в этом году к этим наградам прибавилось ещё и звание «Почётный работник Забайкальской железной дороги». И всё это не за «выслугу лет», а за конкретные заслуги.

В тот день, 7 июля 2020 года, Алексей Бянкин, следуя инструкции, выполнял работу по надзору на участке путевого ремонта. На перегоне Кендагиры – Сбега работники путевой машинной станции №11 выполняли планировку балластной призмы. Начальник участка контактной сети осуществлял контроль энергетической безопасности. Погрузчик и грейдер ПМС-11 буднично выполняли свою работу под присмотром дорожного мастера. Мимо шли поезда. Бянкин осматривал участок работ.

Находясь на 6767-м км Транссиба, он неожиданно услышал неестественный громкий звук от проходящего по нечётному пути порожнего грузового поезда, а затем увидел, что из-под предпоследнего вагона поднимается столб щебня и пыли. Он незамедлительно начал действовать по инструкции – тут же позвонил по служебной мобильной связи дежурной по станции Сбега.

– Дежурная по станции Сбега Людмила Сараева работает уже 17 лет, – вспоминает Алексей Михайлович. – Она очень опытный специалист, поэтому поняла меня с полуслова и мгновенно отреагировала, передав информацию далее по цепочке – поездному диспетчеру. Подключила диспетчерскую бригаду, бригаду восстановительного поезда, и через пару минут остановила движение по всему перегону. Если бы поезд прошёл ещё одну сигнальную точку, то возник бы риск того, что следующий за ним грузовой из-за нарушения габарита пути мог сойти с рельсов уже локомотивом. И вообще возникла бы угроза крушения.

На место происшествия сразу же выехали восстановители, путейцы, и вскоре движение по перегону Кендагиры – Сбега было восстановлено.

Всё время, пока ситуация не была улажена, Алексей Бянкин думал только о безопасности движения – и о том, что могло бы случиться, если не предпринять экстренных действий. Но, к счастью, благодаря действиям Алексея Бянкина, этого не произошло. Как выяснилось впоследствии, в пути следования порожнего грузового поезда произошёл сход колёсной пары, и она тащилась вне колеи.

Приказом начальника ЗабЖД Александра Скачкова начальнику района контактной сети Алексею Бянкину было присвоено очередное почётное звание. Формулировка приказа гласит: «За инициативный добросовестный труд на Забайкальской железной дороге, значительный вклад в обеспечение устойчивой её работы...».

За 28 лет работы в хозяйстве энергоснабжения Алексей Михайлович действительно сделал немало для стабильной работы железнодорожного транспорта и обеспечения безопасности движения поездов. В своей работе, по собственному признанию, Бянкин часто имеет дело с вопросами безопасности движения. Однако несчастных случаев удаётся избежать, устраняя нарушения заранее. И чаще всего высокий уровень безопасности достигается не таким, как он сам выражается, радикальным способом.

С такой ситуацией Алексей Михайлович имел дело впервые. И она, действительно, нестандартная – не часто энергетику доводится сообщать дежурному по станции не об обрыве подвески или нарушении габаритов линии контактной сети, а о неисправности в подвагонном оборудовании. Впрочем, вопросы безопасности движения имеют первостепенное значение для любого железнодорожника. И от того, насколько он проявит свою сознательность и способность правильно среагировать в форс-мажорной ситуации, зависит сохранность подвижного состава, грузов, а то и жизнь и здоровье людей.

Если рассказывать о нашем герое подробнее, чтобы поближе познакомить читателей с ним, то первым делом следует отметить, что он – представитель железнодорожной династии во втором поколении. Отец тоже трудился в тяговой энергетике и вышел на заслуженный отдых с поста начальника тяговой подстанции Чернышевск. А сейчас уже и сын Алексея Михайловича, Роман, пошёл по стопам деда и отца – тоже учится в Читинском железнодорожном техникуме по специальности «Энергетика» и собирается продолжить семейную традицию. С одной стороны, может быть, ему учиться легче, ведь отец подаст пример, вдохновит, поделится собственным опытом. А с другой стороны, молодому студенту нужно оправдать принадлежность к прославленной трудовой династии. Впрочем, отцовское плечо всегда рядом, и Алексей Михайлович уделяет профессиональному становлению сына самое пристальное внимание. Ведь сам он когда-то таким же юным пришёл работать на тяговую подстанцию Чернышевск монтёром и стал постигать азы работы с силовым оборудованием. Впрочем, время тогда было другое. Это был 1992 год, то есть самое начало сложного периода в истории страны, и пережить его ещё только предстояло. Как известно, трудности коснулись и железнодорожной отрасли, а чтобы их перенести и не сломаться, нужна была сила духа и способность к взаимной поддержке коллег по коллективу.

Благо, с коллегами Алексею Бянкину, как он считает, повезло.

– Моими наставниками по работе был весь коллектив подстанции, – отмечает он.

Затем была работа электромонтёром контактной сети, в ремонтно-ревизионном участке, а в 2001 году Бянкин окончил Дальневосточный государственный университет путей сообщения и через пару лет был назначен начальником района контактной сети, и в этой должности трудится уже 17 лет.

Впоследствии он продолжал своё профессиональное совершенствование. На базе того же ДВГУПС прошёл курсы 2-го и 3-го уровней по подготовке резерва руководящих кадров. Неоднократно проходил обучение по направлениям безопасности движения поездов, промышленной, энергетической и пожарной безопасности, менеджмента качества, охраны труда. Впрочем, хорошим учителем стал и практический производственный опыт. Намётанный глаз, профессиональное чутьё, чувство ответственности за подчинённых, технику и результаты труда – всё это характеризует Алексея Бянкина как руководителя.

Контактная сеть – это огромное количество сложного оборудования. В ведении каждого района контактной сети находятся десятки километров контактной подвески, тысячи опор и изоляторов различных модификаций, десятки воздушных «стрелок», а также заземление, подверженное риску обрывов и повреждений не меньше, чем сама воздушная линия. Необходимо наладить тщательный контроль за состоянием и работой всего этого оборудования, а также своевременное его обслуживание. Ведь контактная сеть в ходе эксплуатации подвержена амортизации. У всего есть строго определённый срок годности. Начальник района контактной сети должен постоянно владеть всей информацией о состоянии контролируемого им хозяйства.

Под руководством Алексея Бянкина трудится немногочисленный, но сплочённый коллектив из 19 человек: электромонтёры, машинисты, механики, техник и водитель. Следует отметить, что Бянкина нельзя назвать демократичным руководителем. С порядком на работе у него всегда строго. Он при любом случае не забывает напоминать подчинённым о самодисциплине, чтобы они не забывали, где работают. Каждый техпроцесс, выполняемый работниками района контактной сети, связан с большой ответственностью, с обеспечением безопасности движения поездов, а также с большим риском для жизни. Ведь работают энергетики на высоте, и каждое необдуманное и неосторожное действие может повлечь самые неприятные последствия. Впрочем, точно так же начальник ЭЧК требует от работников и выполнения плановых обязательств. Самое главное, считает Алексей Михайлович, всегда придерживаться производственной дисциплины, и это поможет избежать множества непредвиденных неприятных событий. Своё жизненное кредо он формулирует так: «Делай, что нужно, и будь что будет». А потому в ЭЧК Сбега любое дело выполняется чётко и в полном объёме, и коллектив всегда на хорошем счету не только у руководства Чернышевской дистанции электроснабжения, но и у руководства дирекции.

Беседуя с железнодорожниками, очень часто приходится слышать, что для них безопасность движения поездов – это важнейшая забота. Хочется верить в лучшее, но невольно задумываешься – а насколько высоко осознание этих слов каждым работником? Вдруг это просто повторение заученных на техзанятиях и инструктажах формулировок? При этом работник может даже подкреплять правильные слова какими-то действиями, но и это не всегда означает полного осознания ответственности и готовности правильно действовать в любой экстремальной ситуации. А выявить живое переживание за работу железнодорожного транспорта как раз и позволяют такие экстремальные ситуации, через одну из которых с честью прошёл Алексей Бянкин.

Константин Чиров