По пути отца и деда

Газета «Дальневосточная магистраль», №14 – 29 января 2021 года.
Общий трудовой стаж на железной дороге семьи Мухарямовых – 180 лет
Один человек дерево посадит – оно не примется, а у другого – в сад превратится. Сила династии Мухарямовых – в хороших руках, которые не боятся любого, даже самого тяжёлого труда, а ещё в любви к железной дороге, передаваемой из поколения в поколение.

– Основателем нашей династии стал дед Нурислам Мухарямов. Он родился в 1926 году в селе Озерки Оренбургской области, – рассказывает внук, маневровый диспетчер станции Находка Сергей Мухарямов. – В 1944 году его призвали в ряды Красной армии и отправили на Дальний Восток. Дед проходил службу в Золотой Долине, где базировался лётный гарнизон. Демобилизовавшись, остался жить в Приморье. Здесь судьба свела его с нашей бабушкой Софьей. В 1950 году он устроился на железную дорогу и до самой пенсии работал дорожным мастером на станции Кузнецово. Бабушка некоторое время трудилась приёмосдатчиком груза и багажа на станции Находка. Когда один за другим появились четверо детей, все свои силы она стала посвящать семье. Младший сын Минислам, мой отец, стал железнодорожником, правда, не сразу. Первую часть своей жизни он посвятил военному делу, дослужившись до старшего мичмана. А в 2003 году устроился стрелком в военизированную охрану МПС. Мама, Рузиля, свою трудовую деятельность начала телеграфистом на Забайкальской железной дороге. А в 1982 году начала работать на станции Мыс Астафьева приёмосдатчиком груза и багажа, потом перевелась на станцию Кузнецово. Она была билетным кассиром, товарным. Всю жизнь посвятила железной дороге. В итоге и я, и мой старший брат долго не размышляли, кем быть.

Рустам выучился на помощника машиниста, потом сел за правое крыло тепловоза, был машинистом-инструктором, а Сергей пошёл в движение.

– Моё детство прошло рядом с магистралью. Особое ощущение движения, романтика дальних поездок, дорога, убегающая вдаль под мерный стук колёс, – эти воспоминания наложились на взросление, становление интересов. Я часто вспоминаю, как бегал к маме на станцию. Чувствовал себя очень важным и значимым, когда вместе с ней ходил по путям переписывать вагоны, – продолжает Сергей. – Плюс ко всему мой второй дед и дядя работали на железной дороге. Мамин отец Гильметдин Фархутдинов с 1932-го по 1965 год был путеобходчиком на станции Чернышевск-Забайкальский. Её брат Тимерзагит с 1960-го по 2001-й работал кондуктором поездов, кочегаром, помощником машиниста. Он – почётный железнодорожник. Поэтому часто разговоры в нашей семье касались станционных дел. 

После окончания Уссурийского железнодорожного техникума Сергей попал на станцию Находка сигналистом. Параллельно поступил в ДВГУПС. А через некоторое время сел за пульт дежурного по станции Крабовая.

– Работал и разъездным дежурным, подменяя коллег, – продолжает он. – Динамика, оперативное подстраивание под ситуацию мне очень нравятся. Я всё время чувствую себя в тонусе. Хотя порой после работы едва хватает сил дойти до дивана. Чтобы восстановиться, просто сплю.

Сегодня Сергей Мухарямов работает маневровым диспетчером внеклассной станции Находка. Это одна из важнейших специальностей в оперативном движении. Именно он командовал сменой, когда в декабре прошлого года коллектив установил абсолютный рекорд за всю историю станции. 

– В режиме мозгового штурма мы находились 12 часов. Среднесуточная выгрузка составляет 375 вагонов (в прошлом году было 327), 500 вагонов – для нас пока потолок. Не каждую смену получается так эффективно работать. Сейчас зима, уголь смерзается, выгрузка периодически тормозится, – говорит он. – Но я точно знаю: работать на максимуме возможностей, несмотря на трудности, – моя стихия. 

Наталья Кузьмина