Виртуальная среда как тестовый полигон

Газета «Дальневосточная магистраль», №16 – 2 февраля 2021 года.
Проект молодых специалистов Дальневосточной магистрали вошёл в тройку лучших по итогам конкурса ОАО «РЖД» на предоставление грантов в 2020 году. Бронзу получила разработка VRail – обучающий комплекс по действиям локомотивной бригады в аварийных ситуациях. Сумма гранта составила 2 млн рублей.

Команда разрабатывает симулятор локомотива в среде виртуальной реальности для отработки правил поведения при возникновении пожара, других чрезвычайных ситуаций, а также технических неисправностей в локомотиве.

Перенести в виртуальную реальность кабину локомотива предложил специалист гарантийного центра ООО «НЭВЗ» Олег Мухин, работавший на тот момент инженером первой категории Дальневосточной дирекции тяги. К работе над проектом также подключились ведущий технолог Дорожного конструкторско-технологического бюро Владимир Заболотный и ведущий инженер отдела планирования и ремонта Дальневосточной дирекции тяги Эдуард Бородавицин, который сейчас является ведущим технологом отдела планирования линейного оборудования и вторичных ресурсов Центральной дирекции тяги. Разработка ведётся совместно со специалистами Дальневосточного государственного университета путей сообщения. 

Олег Мухин занимался расследованием пожаров в локомотивах и видел, что бригады из-за растерянности и паники делают немало ошибок, которых можно было бы избежать. 

– Надевая очки виртуальной реальности, человек попадает в кабину, где разгорается пламя, срабатывает пожарная сигнализация, – объясняет он. – Машинист либо помощник начинают раз за разом отрабатывать весь регламент действий. Попадая в похожую, но уже реальную нестандартную ситуацию, бригада будет более собранной и сможет ликвидировать пожар с минимальными потерями.

Авторы проекта намерены перенести в виртуальную реальность модели трёх серий локомотивов – 2ТЭ10, 4ЭС5К и 3ТЭ25К2М. К моменту подачи заявки на участие в конкурсе – в декабре 2019 года была разработана 3D-модель локомотива 2ТЭ10УТ, создана виртуальная среда, а также проведено тестирование проекта на базе ДВГУПСа. Сейчас дорабатывается 3D-модель локомотива 4ЭС5К, а также началось создание 3D-модели нового тепловоза 3ТЭ25К2М – пока «отрисована» тележка.

– Мы столкнулись с проблемой, что мощностей наших компьютеров недостаточно, чтобы проработать модель целиком с текстурами, – говорит Владимир Заболотный. – Как только грант будет перечислен, приобретём VR-комплекс и более мощные компьютеры. Нам предстоит этап программирования и завершения работы с моделями локомотивов. На сегодня готовность проекта составляет 50%. 

Работа над проектом закончится в августе 2021 года. Для внедрения пилотного обучающего комплекса VRail потребуется шесть месяцев, на тиражирование по всей сети уйдёт около года. Стоимость капитальных затрат при этом составит более 48 млн рублей. Экономия от сокращения возможного ущерба, получаемого компанией при пожарах в локомотивах, по подсчётам разработчиков, составит 105 млн рублей в год.

В дальнейшем рассматривается возможность внедрения VRail в других отраслях. К примеру, специалисты службы автоматики и телемеханики, а также энергетики смогут проходить обучение правилам работы на высоте или в электроустановках.

Татьяна Щербаченко