Немного солнца для очистки воды

18.02.2013 | газета «Тихоокеанская звезда»
Хоть в магию чисел, судьбу и случайности Дмитрий Штарев, старший преподаватель кафедры физики Дальневосточного государственного университета путей сообщения, кандидат физико-математических наук, не верит, но этот учебный год стал для него той самой белой полосой на зебре.

В прошлом году стал победителем сразу в двух солидных проектах - Российского фонда фундаментальных исследований (он один из четырех победителей в крае!) и федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». А в этом году занял первое место на краевом конкурсе молодых ученых и аспирантов в своей секции.

Тема исследования, которое представил на конкурсе Дмитрий, - «Синтез и исследование активности фотокатализаторов на основе висмутатов щелочно-земельных элементов», на первый взгляд кажется сложной и заумной. На самом деле это вполне конкретное и прикладное исследование.

- Если говорить упрощенно, то смысл изысканий, которые сейчас ведутся, такой: очистка сточных вод промышленных предприятий от загрязнителей с помощью катализаторов. В других странах мира для очищения используют ультрафиолетовые лампы. У нас же используется солнечный свет - предлагается экологически чистая технология. Причем исследования ведутся в других городах, взаимодействуя с разными лабораториями.

Дмитрия и еще около тридцати молодых исследователей нашего края поздравил вице-губернатор Сергей Щетнев. Помимо тех, кто победил на конкурсе молодых ученых и аспирантов, поощрили и лауреатов премии губернатора Хабаровского края в области науки и инноваций - пять исследователей получили солидные денежные премии. Также сертификаты для прохождения стажировок на ведущих инновационных предприятиях получили трое тех, кто занимается новаторской деятельностью на производствах края.

Дмитрий Штарев - не только преподаватель и исследователь, в своем вузе он занимается и административной работой: лицензированием и аккредитацией образовательных программ в вузе, без успешного прохождения этих процедур обучение просто невозможно. Он сам закончил ДВГУПС по специальности «Физика и техника оптической связи». В какой-то момент понял, что главное слово в его специальности - физика. Тогда и решил посвятить свою работу именно этой науке.

- Многие говорят, что до защиты диссертации доходят немногие аспиранты - не выдерживают небольшой зарплаты и искушения уйти трудиться в крупную компанию, где талантливым выпускникам вузов предлагают сразу большие деньги?

- С одной стороны, так, - рассуждает Дмитрий. - Но я, например, общаюсь с теми, кто выпустился несколько лет назад, ушел именно на большие зарплаты. Теперь они понимают, что деньги-то свои получают, но как быть с нереализованными амбициями? Зачастую приходится постоянно заниматься механической, однообразной работой, а ты знаешь, что способен на многое. Во-вторых, по поводу аспирантской стипендии в нашем вузе политика такая: если есть желание учиться, работать здесь, заключаешь контракт и получаешь существенную надбавку - это приличный плюс к зарплате преподавателя! К тому же есть и такой бонус: защитил диссертацию в срок - тебе положена существенная материальная выплата. Для аспирантов созданы все условия для научной деятельности: есть лаборатории, работает бизнес-инкубатор, где идеи получают не только практическое воплощение, но и материальное.

К тому же, подчеркивает Дмитрий Штарев, не нужно забывать про гранты и проекты многих организаций, которые могут получить и не только остепененные ученые. Он сам, например, сейчас работает по нескольким грантовым программам. Например, второй год в проекте «У.М.Н.И.К.». В этом учебном году получил и другие гранты. Также со своим проектом почти дошел до финала зворыкинского проекта для молодых изобретателей, где дают за победу миллион. Краевой конкурс молодых ученых - это тоже не только общественное признание, но и премии.

- Да, материальная сторона важна, но удовлетворение я получаю не от зарплаты, а от оценки своей работы состоявшимися учеными. Но мне интересно не только заниматься своими изысканиями, но и вовлекать в эту работу студентов, - отмечает он. - У нас с коллегами был такой опыт: под эгидой ДВГУПС мы проводили летнюю межрегиональную физическую школу, где собирались студенты, аспиранты со всей России, приглашали туда ведущих ученых-физиков со всей России. Мы встречались во Владивостоке, знакомились с научными объектами этого города, встречались с интересными учеными, а потом две недели на турбазе ученые читали лекции, молодежь представляла свои доклады. Заключительная часть проходила уже в Хабаровске. Таким образом, у приглашенных гостей складывалось представление о «научном Дальнем Востоке», о его потенциале.

В своей жизни Дмитрий сожалеет лишь, что защитился довольно поздно - в 2011 году, а мог бы раньше... Но, с другой стороны, молодой ученый полтора года назад стал не только кандидатом наук, но и отцом!

- Сейчас собираем документы для того, чтобы подать на программу жилья для молодых семей, - делится он планами. - Признаться, мы не боимся брать ипотеку, в своих силах я уверен.

Александр Чечурин, ассистент кафедры травматологии и ортопедии Дальневосточного государственного медицинского университета, тоже занял первое место.

Он шутит: пришел в медицину банально - дома все врачи, отец и старшая сестра - хирурги, все закончили Дальневосточный медуниверситет. Александр решил семейную традицию продолжить - тоже занимается хирургией, только немного в другой области, чем родные, - травматологии, но сейчас ему больше интересна пластическая хирургия.

- Моя конкурсная работа «Возможности применения свойств биологической растяжимости тканей в микрохирургической практике» была как раз по пластической хирургии, но не по эстетической, а реконструктивной: лечение последствий травм и устранение дефектов кожи дистальных фаланг пальцев кисти. Мы занимались экспериментальной клинической работой по замещению дефектов ногтевых фаланг пальцев при их травматических отрывах. Этой темой занимается мой руководитель - к.м.н., врач высшей категории, зав. кафедрой травматологии и ортопедии ДВГМУ Сергей Николаевич Березуцкий. Когда я поступил к нему в интернатуру, это показалось мне интересным - в нашей микрохирургической лаборатории мы начали проводить опыты на крысах. Создавали модель - кожный дефект на стопе, и затем использовали разработанную нами методику для его исправления. Микрохирургия - сейчас довольно-таки прогрессивное направление, требующее больших усилий - потому что все выполняется под микроскопом, при увеличении от 4 до 23 крат. Сшивание сосудов диаметром меньше одного миллиметра - для микрохирургов не проблема! Мы можем пересаживать ткани в пределах организма. Для замещения, например, дефекта кисти можно «перенести» ткани со стопы. Кстати, сейчас эта методика уже внедрена в клиническую практику.

Старые методики, как объяснил Александр, предусматривают «подшивание» пораженного участка конечности к какому-то участку тела (это так называемая итальянская пластика). Где-то в течение месяца врач наблюдает за процессом. Когда участок приживается, «прорастают» сосуды - его отсекают. Это, помимо неудобства для пациента, требует больших стационарных затрат. В том методе, который использует Александр, совсем другой принцип: отрезанный кусочек кожи пришивается на пораженный участок - пришиваются в том числе и сосуды, кровоснабжающие данный комплекс тканей. Операции длительные и трудоемкие, но результат того стоит!

На самом деле людей, которым может понадобиться такая операция, не так много, но врачи должны владеть всеми современными технологиями и многое уметь на практике.
Пока Александр только ассистирует на операциях своему руководителю. Но врачебной практики хватает: ведь кафедра находится на базе краевой клинической больницы № 2, а учеба для интернов - это не только научная литература и мудрые советы наставников, но и реальные пациенты.

«Учебно-рабочий» день заканчивается для Александра около 10 часов вечера. А вообще, он может провести в больнице сутки, а если нужно, двое… И считает это нормальным: ведь для того, чтобы чему-то научиться, нужно все время посвящать практике.

Александр - довольно позитивный человек. У него четкие взгляды на жизнь, определенные цели…. Интересно, а работа в больнице, где врачи как никто постоянно видят боль, страдания, смерть, меняет как-то мировоззрение человека? Говорят же, что большинство докторов - циники и философы.

- К смерти я отношусь как к естественному биологическому процессу - в моей практике я с ней не сталкиваюсь. Я работаю для того, чтобы улучшить качество жизни человека. Врач должен быть еще и психологом. Что касается утверждения, что доктора - циники, неверующие - это какой-то надуманный стереотип. Замечаю, что чем старше, опытнее врачи, тем чаще среди них встречаются верующие люди. Даже, например, врач - нейрофизиолог Наталья Петровна Бехтерева, внучка Бехтерева, говорила, что никогда не была атеистом и никогда не отрицала того, что не знала.

Мария ИВАНОВА.