Какие дороги привели дальневосточников в Корею

16.05.2013 | газета "Тихоокеанская звезда"
Участники симпозиума обсуждали актуальные проблемы

Глобальная экономика невозможна без создания транспортных коридоров, развития различных технологий в этой сфере и, конечно, партнерства стран Европы и Азии. Но новые технологии предполагают и постоянное обновление системы образования в транспортной отрасли. Как подготовить специалистов мирового класса, обсуждали, в том числе, на VI Международном симпозиуме железнодорожных вузов Европы и Азии в Сеуле.

Среди участников была делегация Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Ректор которого - Борис Дынькин является президентом Международной Ассоциации транспортных университетов Азиатско-Тихоокеанского региона (МАТУ АТР). Также в симпозиуме приняли участие представители Республики Корея, России, КНР, Монголии, Украины, Узбекистана.

- Это было мероприятие высокого уровня, на котором решались серьезные задачи транспортной отрасли и образования в ней. В заседании приняли участие главы всех основных правительственных ведомств Республики Корея, - рассказывает Борис Дынькин. - На открытии выступили замминистра образования Республики Корея Сын Иль На, замминистра земель, инфраструктуры и транспорта Республики Корея Хен Ку Е, председатель национального собрания Республики Корея по образованию, спорту и культуре Хак Ен Шин, председатель Корейского совета по высшему образованию Сео Сук Су, а также замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов.

- Нужно отметить, что очень много внимания на встрече уделялось Дальнему Востоку России, ведь мы граничим с крупнейшими государствами АТР, являемся для иностранцев важным транспортным коридором. О перспективах развития железнодорожного транспорта в нашем регионе рассказал Алексей Цыденов, - добавляет Борис Евгеньевич.

Специалисты из ДВГУПС представили два доклада на английском языке, которые также были посвящены Дальнему Востоку. Первый - старшего преподавателя кафедры «Электроподвижной состав» Максима Кейно касался вопросов вождения длинносоставных поездов с распределенной системой тяги, что очень актуально для железных дорог Дальнего Востока и БАМа. Второй - «Система подготовки специалистов для транспортной отрасли на Дальнем Востоке России» - представила заведующая кафедрой «Системы автоматизированного проектирования» Юлия Пономарчук (кстати, Юлия Викторовна в совершенстве владеет и корейским языком - стажировалась в Корее, чем приятно удивила участников симпозиума из этой страны).

Почему конгрессмены едут в ДВГУПС

 В рамках симпозиума состоялось общее собрание членов МАТУ АТР. Кстати, эта ассоциация была создана именно по инициативе ДВГУПС.

- Первые обсуждения совместных проектов транспортных вузов Европы и Азии прошли в 2007 г. в Корейском национальном железнодорожном колледже, - рассказывает ректор. - Именно тогда, как никогда актуальными, в условиях  глобализации мировой транспортной сети, упрощении маршрутов, оптимизации финансовых и временных затрат по доставке грузов, пассажиров и т.д. было признано необходимым объединить усилия транспортных университетов. И в 2009 г. (тогда симпозиум проходил в Хабаровске, в нашем вузе) мы предложили создать ассоциацию.

Кстати, заместитель министра земель, инфраструктуры и транспорта Республики Корея высоко оценил роль ассоциации в содействии взаимодействию разных видов транспорта стран, созданию транспортных коридоров, сотрудничество в научной и учебной деятельности. Заместитель министра образования предложил расширить ее за счет вузов, в которых есть отдельные транспортные специальности. В том числе и машиностроительные, где готовят специалистов для крупнейших корейских компаний.

Главные практические результаты симпозиума в том, что была четко выстроена технология обмена студентами. А также было подписано соглашение о партнерстве в рамках Сетевого университета, рассмотрены предложения по реализации образовательных программ.

Сетевой университет - это такая виртуальная площадка, куда «стекаются» различные, зачастую оригинальные, авторские программы обучения, передовой опыт. Ассоциация формирует единое образовательное пространство вузов-участников. И это большое преимущество для студентов, которые выберут вуз - член этого образовательного сообщества. Ведь они могут учиться в вузах-партнерах Сетевого университета, стажироваться за границей, сами выбирать программу, по которой хотели бы заниматься.

- Наука стремительно развивается, и не всегда есть возможность вести работу во всех направлениях. Идея университета - помочь друг другу освоить новое, поделиться опытом, - рассказывает Светлана Хан, участник делегации, начальник управления внешних связей ДВГУПС. - Например, у нас не готовят специалистов для высокоскоростных поездов, а в корейском вузе-партнере есть готовая магистерская программа, мы можем начать по ней подготовку, а стажировку организовать в Республике Корея или в Китае.

Вузы решают государственные задачи

 Сейчас актуально изучать состояние транспортных коридоров из Азии в Европу и наоборот, а это уже важные вопросы международного сотрудничества. Чтобы их решать, и проходят заседания, подобные симпозиуму железнодорожных вузов Европы и Азии.

- ДВГУПС решает не только свои образовательные задачи, но и задачи государственного уровня, - отмечает Борис Евгеньевич. - Одна из них - выполнение исследований для различных ведомств. Ведь решение транспортных проблем помогает решить множество других вопросов экономики.

Например, в вузе проводилось много исследований в области проектирования и строительства дорог в условиях вечной мерзлоты. А в Китае есть проблемы с дорогой в Тибете. Сейчас рассматривается вопрос сотрудничества.

Также ряд вузов изъявили желание познакомиться с организацией Транссибирской магистрали. Подобный опыт организации у вуза уже был: южнокорейские студенты изучали взаимодействие порта Владивосток и железной дороги. А несколько лет назад делегация знакомилась с организацией железной дороги Сибири и Дальнего Востока, причем перенимать наш опыт приехали конгрессмены и ректоры вузов-партнеров.

- Помимо образовательного партнерства есть и производственное, - добавляет Светлана Хан. - Сейчас, например, пришла заявка из «Корела» - крупнейшего транспортного оператора Южной Кореи, аналога нашего ОАО «РЖД». Они обратились к нам с просьбой об организации стажировки по логистике. В вузе для них прочитают лекции и организуют технические туры. Одна из целей такой стажировки - налаживание партнерских связей и оперативного взаимодействия с «РЖД». Также вузы-партнеры заинтересовались нашими магистерскими программами по электроэнергетике.

А для нас интересным получился технический тур для участников симпозиума в Пусане. Там было организовано посещение завода-депо по производству высокоскорстных поездов компании «Hyundai Rotem» - одного из крупнейших в мире и единственного, кто одновременно производит и двигатели, и системы контроля, и системы сигнализации, - рассказывает Светлана Хан. - Причем на этот объект часто не пускают представителей коммерческих компаний, а делегацию вузов пригласили. Всё это демонстрирует большое доверие к нашей ассоциации, крупнейшие компании заинтересованы в сотрудничестве, в том числе и подготовке высококлассных специалистов. Это касается и России, ведь представительства крупнейших корейских компаний есть и у нас. Это особенно актуально в связи с предполагаемым размещением производства высокоскоростных поездов в России.

Подобные симпозиумы высоко оцениваются Министерством транспорта РФ, ведь совместными усилиями можно решить вопросы образования, развития науки и техники. В ассоциацию сегодня хотят вступить многие вузы - даже те, у кого есть, помимо прочих, транспортные специальности, потому как это дает возможность выйти на новый уровень качества образования, развивать программы обмена опытом и студентами, усовершенствовать систему обучения. Ассоциация готова принять любой вуз, но, конечно, лишь с тем условием, чтобы учебное заведение было готово активно включаться в ее деятельность и работать на результат!

Мария ИВАНОВА.