Сколько педагогам нужно ящиков для наград

Газета «Тихоокеанская звезда», 31 октября 2013 г.

В крае сложилась хорошая традиция: осенью чествовать лучших педагогов сферы профессионального образования. Премии губернатора края в области профессионального образования вручены 28 преподавателям вузов, техникумов, колледжей и профессиональных училищ. Памятным знаком «За заслуги в области образования» награждён доктор технических наук, ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения профессор Борис Дынькин.

- Сегодня, когда меня награждали, сказали, что я проработал 38 лет, но я тут же начал подсчитывать, по моим расчетам вышло больше, - сказал он, улыбаясь. - Но сколько бы лет не было - работал только в одном месте, в университете.

Все звания и достижения Бориса Дынькина перечислять долго да, пожалуй, и не нужно. Его имя и без регалий - авторитетно, давно заслужил. Признается, что до сих пор любит работать со студентами - особенно если и они увлечены той сферой, которая вызвала не только его практический, но и научный интерес - энергетика. К слову, до сих пор именно в этом направлении равных ДВГУПС вузов на Дальнем Востоке нет.

Правда, сейчас у ректора постоянно преподавать не получается.

- В основном, занимаюсь с ребятами, которые работают над дипломными проектами, получается работать с выпускными курсами и, конечно, с аспирантами, - рассказывает Борис Дынькин. - Вуз - это не только образовательное и научное заведение, приходится решать конкретные практические и организационные задачи, мы сотрудничаем с производствами, особенно это касается транспортной сферы. Допустим, в Шанхае проводилась выставка Министерства транспорта РФ. По заданию федерального министра мы полностью обеспечивали работу, были специалисты профильной отрасли, переводчики…

Между прочим, Борис Дынькин - президент Международной Ассоциации транспортных университетов Азиатско-Тихоокеанского региона. С тех пор совместно проведено множество мероприятий, налажены стажировки и обмены студентов и преподавателей.
Конечно, планов - много. Но есть и насущные задачи сохранить университет, специальности, талантливых преподавателей…

- Последнее время начались веяния, мол, давайте закрывать непрофильные специальности для вуза, оптимизируем, модернизируем, - рассказывает он. - Но ведь главное, чтобы не потерялось то, что создавалось и взращивалось годами, - база, кадры. Вот, говорят, зачем вам гуманитарные специальности? Непрофильно! На это я отвечаю, у нас семь докторов психологических наук - это по профилю или нет? А три доктора в области социологии? Не говоря уже о высоком проценте трудоустройства и помощи в поиске хорошей работы всем, не зависимо от того, платно или бесплатно учился студент, какую специальность выбрал…

Если ответственно подходить к своему делу - будут и результаты. Эти слова Бориса Дынькина подходят, пожалуй, всем, кого награждали в этот день. Николая Алексеевича Тарануху можно смело назвать «фанатом» кораблестроения. Кафедрой именно с таким названием он заведует в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете, преподает более сорока лет. Для студентов он любимый и авторитетный преподаватель, защитил диссертацию доктора технических наук, стал заслуженным работником высшей школы, он - академик, член научных обществ Великобритании и США…

Да и вообще, география его работы и жизни обширна: докторскую диссертацию защищал в Санкт-Петербурге, стажировался в Германии, читал лекции в США, Южной Корее, Китае и во многих других странах.

Николай Алексеевич не первый раз становится лауреатом премии губернатора Хабаровского края. А карьера началась… с мечты.

- Когда я окончил 8-й класс, то отец спросил меня, кем я хочу стать, - рассказывает он. - У меня была цель - поступить в техникум, это было очень престижно. В моем родном городе есть судостроительный завод, мне всегда было интересно, как строят корабли, поэтому решил, что буду заниматься кораблестроением. Поступил на отделение судо-, корпусостроения и окончил его с отличием. В науку пришел тоже осознанно, хотя вначале хотел просто работать на заводе. Получилось так, что в институте я хорошо учился, но дисциплина по строительной механике кораблей мне очень трудно давалась. Перед экзаменом я сильно волновался, но когда сдал - понял, что нужно идти туда, где трудно. Это направление я и выбрал для изучения.

С тех пор написаны две диссертации, сотни научных статей, вышедших в престижных журналах, но главное всё-таки - ученики, которыми он гордится. Например, взять буквально последние три года его работы - под его научным руководством защищены 2 кандидатские и 3 докторские диссертации! А еще при его участии открыты три новые специальности по приоритетным направлениям экономики края в аспирантуре и докторантуре университета.

Комсомольчанка Елена Рожко, мастер производственного обучения профессионального (авиастроительного) лицея №2

г. Комсомольска-на-Амуре, о профессии учителя мечтала с детства. Признается, что представляла себя у доски, находящуюся во внимании всего класса. Но… поступить учиться на педагога не удалось.

- Пошла учиться на технолога общественного питания. Но когда закончила обучение, мне предложили остаться преподавать в лицее, - рассказывает она. - Так что никогда нельзя отчаиваться и забывать о своих мечтах! И для меня стали жизненным девизом слова мудреца Конфунция: «Найдите работу по душе, и вам не придется работать». За 16 лет работы я нисколько не пожалела о своем выборе!

Для Елены Андреевны работа - это еще и возможность помочь другим. Приходят ребята, многие еще толком и не поняли, куда поступили учиться, зачем. Помочь получить профессию, стать увереннее в жизни, увидеть свою дорогу - это по силам педагогов.

- Кто-то говорит, что молодежь трудная. Нет, она интересная! - уверена она. - Главное, суметь увлечь молодых людей своим предметом. Тогда складываются не отношения учителя с учеником, а деловое партнерство. Когда начинаю работать с новой группой, знаю: чему-то научу их я, чему-то научат меня они. И как здорово, что мне посчастливилось встретиться именно с этими людьми!

Елена Андреевна преподает технологию мучных кондитерских изделий, считает, что этот предмет - самый что ни на есть творческий и… экспериментальный. Например, она внедрила в учебно-производственный процесс авторскую технологию бригадной организации производственного обучения. А за три последних года подготовила 80% специалистов с повышенным уровнем квалификации - так смогла увлечь студентов. А ребята оправдывают надежды мастера - они призеры краевых конкурсов профессионального мастерства по профессии «повар», городских конкурсов «Золотая ложка», «Лучший по профессии».

Пожалуй, именно преподаватели чувствуют особо, как стремительно меняется и летит жизнь. Вот и у Елены Рожко в следующем году в числе ее студентов будут… дети ее же выпускников.

- Так приятно, когда бывшие выпускники говорят: «Елена Андреевна, мы так рады, что наши дети попадут к вам!». Это дорогого стоит, - отмечает мастер. - И еще, возможно, для кого-то мои слова станут важными - никогда не забывайте про мечты, ведь они сбываются!

Все те, кого награждали на торжественном приеме, - люди непременно выдающиеся. Среди них - Олег Юрьевич Еренков, доктор технических наук, профессор ТОГУ. Результаты его научно-исследовательской работы, связанной с обработкой полимерных материалов, легли в основу многих прикладных разработок, экспонировались на научно-технических выставках в России и за рубежом. За последние три года его научные разработки отмечены тремя серебряными медалями и дипломами.

Под руководством доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой «Электроснабжение транспорта» ДВГУПС Валерия Николаевича Ли в 2012 году на Дальневосточной железной дороге внедрено устройство для оперативного измерения задубления опор контактной сети. Экономический эффект контактной сети на один район составляет 800 тысяч рублей!

Научная и педагогическая деятельность кандидата педагогических наук, доцента кафедры физической подготовки Хабаровского пограничного института ФСБ России Юрия Владимировича Волненко посвящена разработке особой технологии физической подготовки курсантов. Юрий Владимирович, являясь тренером сборной команды института по военному троеборью, лично подготовил более 50 спортсменов-разрядников.

У кандидата технических наук, доцента кафедры вычислительной техники ТОГУ Игоря Николаевича Бурдинского более 130 научных и научно-методических работ. Он руководит научно-исследовательской работой студентов, магистрантов, аспирантов университета. А в прошлом году на международной научно-технической выставке в Санкт-Петербурге золотой медалью отмечена разработка научного коллектива под руководством Игоря Николаевича «Маяк - ответчик гидроакустической навигационной системы». Опытный образец готов, испытания проводились в реальных условиях.

Поощрили на торжественном приеме и молодых педагогов. Среди них оказался, например, победитель конкурса молодых ученых из ДВГУПС, кандидат физико-математических наук, старший преподаватель Дмитрий Штарев. Поощрили Анастасию Новикову, мастера строительных работ Хабаровского профессионального училища №6. Ее история чем-то похожа на историю Елены Рожко.

- Я с юности хотела преподавать, но жизнь сложилась так, что я пошла учиться в училище, в котором сейчас и работаю, - рассказывает Анастасия. - Получила отличную строительную профессию и осталась преподавать. Мое решение поддержала моя наставник Марина Алексеевна Конышева. Она и сейчас мне очень помогает! Для нас, педагогов, важно, чтобы все поступившие ребята доучились, стали хорошими специалистами. А в моих личных планах - получить высшее образование менеджера и, конечно, осуществить мечту - получить педагогическую специальность!

Она хотела сказать: получить диплом. Потому что педагогом давно стала. Настоящим!

С. СЕННИКОВА, Л. БАХРОМЕЕВА, Мария ИВАНОВА.