Наука сомневаться

Газета «Тихоокеанская звезда», №113 – 26 июня 2014 г.
«Dubito ergo cogito, cogito ergo sum» - «Я сомневаюсь, значит, мыслю; я мыслю, следовательно, существую», - говорил философ, математик и физиолог Рене Декарт. 

Большинству из нас известна только вторая часть этой фразы. Между тем, именно сомнение Декарт считал доказательством того, что человек - не только двуногое, но и мыслящее существо.

«Философу свойственно сомневаться, так как сомнения разрушают догмы и слепую веру, но развивают знание», - уверена и доктор философских наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин (УГПД) Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) Светлана Туркулец. 

В этом году Светлана Евгеньевна признана лучшим преподавателем среди профессоров. Во втором этапе конкурса приняли участие 24 преподавателя всех институтов и филиалов.

Для чего нужна в наше время философия, как заставить законы служить на благо общества и почему сегодня не находят реализации социальные проекты переустройства общества на принципах справедливости, равенства и свободы - об этом мы беседуем с доктором философских наук Светланой Туркулец. 

- Светлана Евгеньевна, почему вы решили стать философом?

- В школе я об этом не думала. Мне были интересны самые разные предмет

- история, физика, литература, химия. Поэтому я сама не знала, что выбрать, куда поступать после окончания учебы. Обратилась за советом к своей знакомой, чьим мнением я дорожила. «Если нравятся все науки, тебе - прямая дорога в философию», - сказала она. 

Я послушалась мудрого совета и поступила в Ростовский государственный университет. Первой наукой, которую нам, первокурсникам, пришлось постичь, стала наука размышлений и сомнений. Это оказалось очень сложно, иногда даже хотелось сменить факультет. Нас учили, что нельзя принимать на веру все, что вы читаете, видите, слышите. Для вчерашнего школьника это было трудно, ведь мы привыкли просто заучивать и воспроизводить то, что было написано в учебнике. А философ, прежде всего, должен иметь свое мнение. Для него точкой отсчета является не очевидная реальность, а скрытые причины и сущность происходящих событий. 

- Говорят, что философия - не наука. Тогда что же это?

- Буквальный ответ на ваш вопрос: философия - это «любомудрие», то есть поиск истины, новых знаний. Философия родилась раньше всех наук, она была их истоком. В древности философами считали людей, которые своими идеями учили тому, что является достойным и справедливым, и самим образом жизни показывали тому пример (например, Сократ, Диоген, Конфуций). 

Со временем от философии начали отделяться естественные науки (натурфилософия), науки об обществе и человеке. Однако философия не потеряла от этого своего содержания, а стала заниматься изучением закономерностей развития природы, общества и мышления.

Философия стала частью университетских программ только в XVII-XVIII веках. Да и то речь идет об отдельных философских направлениях. 

И потому многие до сих пор не считают философию наукой. Скорее, это образ жизни, склад ума, отношение к миру. Настоящий философ - это Джордано Бруно, который отдал жизнь за свои убеждения. 

«Истина науки - это то, от чего можно без последствий для факта отречься; истина философии - то, от чего отступиться просто невозможно, ведь она - смысл твоей жизни, часть тебя», - говорил Альбер Камю.

- Чем же занимается философия?

- «Счастье заключается в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же» - говорится в знаменитой повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», одной из моих любимых книг. 

В сущности, философия занимается тем же. 

Любая область нашей жизни может быть осмыслена с точки зрения философии, и это пойдет на пользу им обеим. Недаром, философы нередко стали появляться на экранах телевизоров, выступают в печати. 

Политика, история, экология, физика, математика, литература - чем бы ни занимался человек - философия ему необходима, ведь она дает междисциплинарный язык и универсальное видение. При этом она не растворяется в «ландшафте», не переводима в форму строгой научной истины или в суждение художественного вкуса.

Если мы понимаем, как человечество развивалось, познавало мир, пыталось его преобразовать, мы будем знать, как двигаться дальше. 

Мне кажется очень важным, что в России философию изучают в вузах, и этим мы отличаемся от более утилитарного западного образования. Там стараются получать знания более конкретные. Считается, что философия специалисту ни к чему. У нас философию изучают все студенты, сдают кандидатский минимум при обучении в аспирантуре. Мы смотрим на мир шире благодаря комплексным и универсальным знаниям. 

- Область ваших научных интересов находится на стыке философии и права: это теория и философия права, а также социология. По второму высшему образованию вы - юрист. Как философия может помочь в правовых отношениях?

- Если взять за постулат, что задача философии - изменить жизнь общества к лучшему, то самое главное в правовом поле - не сводить право к закону, посмотреть на него как на комплексное явление.

Ведь право не существует само по себе как некая абстрактная сущность или идеальное начало. О праве можно говорить только тогда, когда речь идет о социальной деятельности людей. При этом эффективность права в том, чтобы создать для человека комфортное и безопасное существование в обществе. 

Но что происходит в реальности? Есть основания говорить о низкой эффективности действующего в России законодательства. 

Одна из причин - недостаточно высокий уровень качества законов. По мнению правоведов, это происходит потому, что проекты законов нередко готовятся и вносятся поспешно, без глубоких оснований, иногда просто из желания отдельных депутатов «прославиться» каким-нибудь скандальным законопроектом или в интересах узкого круга заинтересованных лиц. 

Статистика показывает, что за 70 лет существования СССР было принято около 100 законов, а в период с 1990 по 2002 год принято более 1700 законов, из них более 300 законов уже давно утратили силу. Стремительный рост и изменение правового массива приводит к низкому уровню юридической грамотности населения и, как следствие, к неисполняемости законов.  

Законы должны служить реализации интересов человека и общества. Но у нас в России в сознании людей закон чаще всего ассоциируется с наказанием.

Что необходимо менять? Во-первых, отношение к правоохранительным органам, судебной системе, которое в нашем обществе, мягко говоря, не очень доброжелательное. Люди считают (и часто справедливо), что главными нарушителями закона являются как раз те, кто должны его сохранять. 

Во-вторых, обществу не хватает юридической подготовки. У нас огромное количество юристов, но не всегда их помощь квалифицирована. Поэтому нужно повышать правовую культуру, уровень правосознания россиян. Нужна качественная и доступная служба юридической помощи, которая поможет разбираться в законах. Подобная юридическая клиника работает в ДВГУПС, куда может обратиться любой человек и получить грамотную консультацию. 

Третье - необходимо понять истоки коррупции, которая разрушает смысл действующих законов. Ведь нередко законы у нас принимаются хорошие, а вот с выполнением - проблема. Преодолевать коррупцию следует не столько наказанием, сколько устранением ее причин.

Для формирования демократического правового государства необходимо обязательное условие - наличие такого общественного сознания, которое проникнуто уважением к праву. Надо усиливать воспитательную роль социальных институтов, устанавливать верховенство закона, равенства всех перед ним. 

- Какие революционные открытия произошли в философии в последние годы?

- Знаете, мне кажется, что очень трудно судить о революционности идей в XX веке с близкого расстояния. Это мы сейчас говорим о гениальности Аристотеля, прозорливости Галилея, мудрости Декарта... Но ведь прошли века, прежде чем размышления этих людей были приняты и поняты.

И все-таки, по моему мнению, в XX веке единственной последовательной и глубоко обоснованной системой стал марксизм с использованием гегелевской диалектики. Его достижения используют многие философские школы, даже те, которые пытаются его критиковать. Я говорю о марксизме в хорошем смысле слова, а не о лозунгах, которые проповедовались в СССР под эгидой марксистско-ленинской философии. 

По большому счету, это была не философия, а идеология. Хотя сам Маркс идеологию рассматривал как способ манипулирования сознанием. 

Главная идея марксистской философии - создание общества, в котором нет эксплуатации, реализовано социальное равенство, человек действительно свободен. А у нас была партийная номенклатура, которая владела всем. При этом мы жили под лозунгом «Все равны», а на самом деле были «равные» и «еще более равные». 

Я думаю, что идея справедливого обустройства общества по-настоящему не была реализована нигде в мире. Она пока так и осталась проективной целью. И только от наших дел зависит, будет ли она претворена в жизнь. 

Марина Литвинова.