БАМ не отпускает

Газета «Дальневосточная магистраль», №25 – 25 июля 2014 г.

Супруги Шайхулины из Беркакита подготовили себе достойную смену

Ветераны БАМа Зоя Борисовна и Сергей Анварович Шайхулины уже пять лет как на заслуженном отдыхе, но от жизни и ритмов железной дороги они не отстают. Их три дочери работают на узловой станции Беркакит. Так на Малом БАМе образовалась железнодорожная династия Шайхулиных.

35 лет пролетели как мгновение. Кажется, только вчера по квартире бегали маленькие дочери, а сегодня пятеро внуков не дают скучать. Зоя Борисовна и Сергей Анварович переехали в Беркакит в 1980 году на эксплуатацию новой железнодорожной ветки Тында – Беркакит. Она работала в товарной конторе, дежурной по парку, дежурной по станции, он – машинистом тепловоза. Их судьбы связала железная дорога. В 1979 году Сергея Шайхулина командировали со станции Борзя Забайкальской железной дороги в Сковородино.

– Нас отправили в Сковородино в связи с нехваткой локомотивных бригад. Получилось так, что мы познакомились с девушками. В итоге мой помощник женился на ее подруге, а я на ней – вот так и остались в этих краях навсегда, – говорит Сергей Шайхулин. – На Транссибе тогда было туго с жильем, люди ждали квартир десятилетиями, туда не было смысла возвращаться, поэтому приняли решение переезжать на БАМ. Так два года я отработал в депо Тында, потом перевелся в Беркакит. 

Нелегко пришлось первым локомотивным бригадам осваивать плечо Беркакит – Тында. Сильные морозы, старые и маломощные тепловозы – тогда вес грузового поезда был 2800 тонн. С севера вывозили уголь, обратно шел порожняк, составы с продовольствием и всем необходимым для жителей Южной Якутии. 

– Как сейчас помню: 27 декабря 1979 года я приехал на первом поезде в Беркакит. Вышел на перрон, было –62 градуса. На мне было меховое обмундирование, сапоги побелели и заскрипели, в то время носил бороду и усы – на них сосульки висели. Остановился в доме отдыха локомотивных бригад. Ночью проснулся, думаю, что такое, – а у меня шапка к стене примерзла. Представляете, какой мороз был! 

Вскоре супруги поженились в Тынде. После свадьбы у них родилась первая дочь, Ольга, еще через какое-то время появились Елена и Юлия. 

– Мы счастливые, у нас три дочери. Старшая, Ольга, работает в Беркакитской дистанции пути, средняя, Лена, – товарный кассир, Юля – сигналист на станции Нерюнгри-Пассажирская. Все окончили Дальневосточный государственный университет путей сообщения, – с гордостью говорит Сергей Анварович. 

На пенсию чета Шайхулиных ушла в 2009 году почти в один день. Решили, что пора заняться внуками. 

– Родители для нас – лучшие наставники. От папы я унаследовала много черт. Считаю себя обязательным и дисциплинированным человеком, – говорит младшая дочь, Юлия. 

Живет железнодорожная династия на Крайнем Севере дружно и весело. Друзья и коллеги Шайхулиных уже давно уехали с БАМа после выхода на пенсию. Ветераны признаются, что им ехать некуда, да и зачем отрываться от корней, когда здесь и дети, и внуки. Под стук колес и тепловозный гудок они привыкли жить. Окна их квартиры выходят на станцию, железная дорога периодически возвращает их в молодость, а внуки своими успехами радуют каждый день. 

Светлана Назарчук