Не числом, а умением

Газета «Гудок», № 41 – 16 марта 2015 г.
В эксплуатационном вагонном депо Комсомольск своевременно подготовились к увеличению грузоперевозок.

Вагонники Комсомольска-на-Амуре призваны своевременно выявлять неисправные вагоны, качественно выполнять текущий отцепочный ремонт. Как эти задачи реализуются на практике – пойдёт речь в нашем интервью с начальником эксплуатационного вагонного депо Комсомольск Валерием Чупахиным.

– Валерий Иванович, к чему был готов ваш коллектив, когда намечал производственные задачи по объёмам ремонта на 2014 год, и как он их выполнил? 

– Из года в год объёмы эксплуатационной работы у депо растут. Не был исключением и прошедший год. Как нами и ожидалось, увеличили отгрузку своей продукции в направлении Ванино угледобывающие компании СУЭК и «Мечел». А здесь, в Комсомольском регионе дороги, – Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, ОАО «Амурметалл», лесопромышленные компании. Вагонопоток на полигоне серьёзно увеличился. 

В итоге объём приведённой продукции по основной деятельности у депо за год составил 8,2 млн вагонов, в том числе по перевозочному виду деятельности – более 7,8 млн вагонов. К аналогичному периоду 2013 года объём приведённой продукции увеличился на 9,6 %. Данный рост обеспечен в основном за счёт проследования грузовых вагонов через наши ПТО. За 2014 год к аналогичному периоду 2013-го достигнут рост на 12,4 %. А если выросли объёмы, то и производительность труда, очень важный показатель, у нас тоже выросла – на 12,2 %. Правда, способствовало такому росту и то, что контингент наших работников уменьшился на 2,3 %.

– Обычно при значительном увеличении объёмов работы увеличивают, пусть и не намного, контингент работников. Такое, к примеру, наблюдается в локомотивном хозяйстве. А у вас – снижение численности. Понятно, что это было сделано в силу объективных причин. Но не стало ли это неожиданностью для вашего коллектива?

– Вся наша отрасль сейчас испытывает экономический кризис, и это, конечно, касается и нас. Как бы ни было у нас хорошо с объёмами, с ростом вагонопотока, но чем-то надо поступаться. Расчёты показали, что уменьшение штата на 2-3 % не скажется отрицательно на коллективе. Выполнить объёмы оставшимся контингентом нам по силам. 

Конечно, для этого нужно было выявить дополнительные резервы повышения производительности труда, избавиться от непроизводительных потерь рабочего времени. Здесь нам здорово помогли технические занятия, проведение школ передового опыта. Так, на базе нашего депо в течение года прошло несколько школ передового опыта, в том числе дорожного уровня, касающихся выявления дефектов литых деталей тележек вагонов. Проведение этих школ было нацелено на то, чтобы, с одной стороны, добиться высокой выявляемости дефектов в боковых рамах, а с другой – уменьшить количество лишних отцепок вагонов, у которых подозрение на браковку боковых рам не подтвердилось.

Уже на первой школе участники смогли выработать методику действий, нацеленную на увеличение процента подтверждаемости трудновыявляемых дефектов. Тогда же на каждом ПТО мы установили стенды, на которых поместили информацию о методах обнаружения трудновыявляемых неисправностей вагонов, положение о премировании за обнаружение этих неисправностей. Там же периодически стала даваться информация об осмотрщиках-ремонтниках, наиболее отличившихся в выявлении этих дефектов, а также другие сведения, повышающие мотивацию обнаружения трудновыявляемых дефектов. 

– Другими словами, вы стремились, чтобы передовыми методиками овладело как можно больше осмотрщиков-ремонтников, чтобы они проявили высокую заинтересованность в выявлении дефектов. И каков результат? 

– Освоенные методики помогли осмотрщикам меньше допускать лишних отцепок вагонов. Для сравнения: в 2013 году с подозрением на наличие дефектов в боковых рамах было отцеплено 417 вагонов, но средствами неразрушающего контроля впоследствии установлено, что такие дефекты были только у 24 % из них – чуть больше чем у 100 вагонов. В 2014 году с подобным подозрением были отцеплены всего 172 вагона, и из них средствами неразрушающего контроля было подтверждено 134 дефектных боковых рамы. Подтверждаемость составила уже 79 %. 

Правда, на эти показатели положительно повлияло использование методических указаний по критериям браковки литых деталей тележек грузовых вагонов, утверждённых президентом объединения производителей железнодорожной техники Валентином Гапановичем. Но в итоге снизилось число лишних отцепок вагонов, меньше стало никому не нужной работы. А значит, труд стал более высокопроизводительным. 

– А что изменилось в самом отцепочном ремонте? 

– Следует сказать, что техническая база наших ПТО улучшилась. Получены две домкратные установки. Они смонтированы на ПТО Комсомольск-на-Амуре и ПТО Комсомольск-Сортировочный. На нашем участке в Новом Ургале внедрена кран-балка грузоподъёмностью 10 тонн. На сегодняшний день выполнен капитальный ремонт подкрановых путей ПТО Комсомольск-на-Амуре и ПТО Комсомольск-Сортировочный. Всё это облегчает труд ремонтных бригад. Да и он стал не таким интенсивным, как в прошлые годы, когда вагоны, требующие экстренного ремонта, шли потоком. 

Техническому состоянию подвижного состава стали больше внимания уделять и собственники вагонов. Появились инновационные вагоны. И, как следствие, в депо уменьшились объёмы текущего отцепочного ремонта. За 2014 год было отремонтировано 14 400 грузовых вагонов, со снижением к уровню 2013-го на 8,5 %, или на 1333 вагона. Если данная тенденция продолжится, а грузопоток будет увеличиваться, то, конечно, необходимо будет подумать о перераспределении контингента. Ведь у осмотрщиков-ремонтников работа легче не стала. В напряжении их держат повышенные требования к безопасности движения поездов.

– Сейчас у вашего депо начался новый трудовой год. Насколько хорошо вы к нему подготовлены?

– Если говорить про контингент, то штат нашего депо составляет 604 человека, он укомплектован на 100 %. Осмотрщики вагонов также укомплектованы полностью. У нас большой отряд молодых специалистов – 12 человек. Только в прошлом году прибыли 4 выпускника ДВГУПСа и один – Хабаровского техникума железнодорожного транспорта. Думаем мы о будущем и на более дальнюю перспективу. Для восполнения кадров руководителей, специалистов и ведущих рабочих профессий на собраниях во всех ПТО до работников доводилась информация о направлении детей на обучение в ДВГУПС и техникумы, вывешивались объявления о целевой подготовке специалистов. В результате на целевое обучение от нашего депо были направлены два абитуриента в ДВГУПС и два – в техникум. 

Если же рассматривать наше производство с технической точки зрения, то в прошлом году в его развитие были вложены значительные инвестиции. Всё это даёт нам право рассчитывать на дальнейшее успешное освоение объёмов эксплуатационной работы с большим их ростом. 

Георгий Куниловский