Над проливом туман

Газета «Гудок», №115 – 8 июля 2015 г.
Мост или тоннель, решат учёные со всей России на научном совете, который проведёт Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Судьба проекта строительства моста через пролив Невельского определится в этом году. На недавно прошедшем расширенном заседании секции «Интегральная инфраструктура» Научно-технического совета ОАО «РЖД» свой взгляд на этот проект высказали и дальневосточники. Оказалось, что, несмотря на более чем 100-летнюю историю изучения этого проекта, вопросов и разногласий остаётся много.

– В соответствии с поручением президента Российской Федерации по итогам поездки на Сахалин в июле 2013 года Минтранс РФ на основании результатов нашей работы подготовил техническое задание на строительство железнодорожной линии Селихино – Ныш с мостовым переходом через пролив Невельского, – докладывал на конференции журнала «Направление – Дальний Восток» заместитель генерального директора ОАО «Институт Гипростроймост» Алексей Васильковский. – Наращивание пропускной способности проектируемой линии при мостовом варианте достигается наименьшими затратами по сравнению с тоннельным.

Для абсолютного большинства дальневосточников вопрос «Тоннель или мост?» казался решённым. Однозначно мост. Однако в ходе совета представители российских транспортных вузов с этим вариантом не согласились. Современные технологии позволят провести тоннель под проливом Невельского с меньшими затратами.

Для того чтобы найти компромиссный вариант, старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович распорядился провести по этому вопросу научную конференцию. Базой для встречи всех отечественных тоннельщиков и мостовиков станет Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Однако пройдёт эта судьбоносная для островитян встреча в Хабаровске или в Южно-Сахалинске, пока не решено.

Для изучения современного мирового опыта в вопросах тоннелестроения планируется пригласить учёных и транспортных строителей из других стран. Участникам необходимо будет просчитать не только экономическую составляющую, но и риски при строительстве как моста, так и тоннеля.

Переход на Сахалин – это всего лишь часть огромного транспортного коридора между Японией и Европой. Своевременная реализация этого проекта может дать ОАО «РЖД» конкурентное преимущество на мировом рынке транспортных услуг.

Между тем в федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» предусмотрено строительство двух новых автомобильно-железнодорожных паромов за счёт средств федерального бюджета в сумме 5,544 млрд рублей, срок реализации – 2017 год. Станет ли паромный флот альтернативой инфраструктурному переходу – вопрос, требующий изучения. Возможно, новый паром отодвинет проект строительства моста или тоннеля в архив ещё на сотню лет.

– Проблема назрела давно. Срок эксплуатации паромов, которые используются сегодня, подходит к концу, – отметил исполняющий обязанности губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко. – Мы в один миг можем остаться без надёжного сообщения с материком.

Надёжным средством сообщения острова с материком может стать мост или тоннель. Однако, как отметил Валентин Гапанович, над проливом Невельского ещё слишком много тумана. Окончательно судьба проекта решится, когда будет выяснена грузовая база, исследовано взаимодействие с конкурентами – новым Шёлковым путём и Северным морским путём. Заинтересованность в строительстве перехода уже высказывает Япония. Пока все исследования не завершены, для ОАО «РЖД» переход является лишь дорогостоящим социальным проектом.

Екатерина Крюкова