Поколение Пепси выбирает Шекспира

Газета «Тихоокеанская звезда», №213 – 18 ноября 2015 г.
В Год литературы Хабаровская краевая филармония провела Первый детско-юношеский музыкальный фестиваль, организованный по инициативе Дальневосточного академического симфонического оркестра.
В рамках фестиваля были подготовлены три премьеры: музыкально-литературные композиции по сказке Дж. Родари «Чиполлино» на муз. К.Хачатуряна, по сказке Э.Гофмана «Щелкунчик» на музыку Чайковского, а кульминацией фестиваля стала композиция по мотивам трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» на музыку балета С.Прокофьева и одноименной увертюры-фантазии П.Чайковского.

Хочется выразить огромную благодарность творческому тандему в лице главного дирижера и художественного руководителя оркестра маэстро Ахназаряна и Мастера художественного слова Марины Кунцевич, за не формальное отношение и не казенный подход к Году литературы. Мы действительно соскучились по Слову художественному, да еще в окружении великой Музыки. Их авторские музыкально-литературные версии уникальны и неповторимы. Такое заключение можно сделать на основании знания партитур произведений, каждое из которых имеет свою протяженность во времени, а в контексте с литературной канвой это практически вновь рожденные произведения. Так что браво Мастерам! Детско-юношеский фестиваль - прекрасное начинание!

Особо хочется остановиться на авторской версии композиции «Ромео и Джульетта». Весь сюжет этой известнейшей трагедии объемом в 130 страниц был мастерски сокращен и отредактирован с сохранением основной канвы. Музыкальные номера тонко иллюстрировали текст, Маэстро перекроил партитуры, где слово в звуке отзывалось. Вся эта громада музыки и текста уложилась в 1,20 часа, и весь сюжет пролетел на одном дыхании. Мною приглашенные студенты первого курса университета заворожено внимали Слову. Марина Кунцевич своим необыкновенным голосом и актерским мастерством представила более пятнадцати персонажей! Мужчины и женщины разного возраста и социального статуса - все они были узнаваемы и, более того, имели свои индивидуальные, как студенты говорят, «фишки». А музыка в исполнении оркестра для многих из них была открытием. Студенты впервые видели и слушали симфонический оркестр. Артисты были на высоте, эмоционально ярко звучала струнная группа, а пронзительный трагизм соло валторны в заключительной сцене вызвал бурю слез у девчонок. Они испытали на себе катарсис искусства, его великую, очищающую душу силу.

Поколение «пепси» выключило свои гаджеты и внимало живому слову. Несмотря на рыночную шелуху сегодняшней массовой культуры, ее агрессивность и подмену ценностей, молодежь чутко реагирует на истинное, подлинное и настоящее. А Любовь - это та главная реальность, ради постижения которой человек рождается. Но этому необходимо учить, а искусство выступает лучшим учителем. Соединение слова и музыки вызывает живой отклик души.

Единственным омрачающим моментом было недостаточное освещение данного проекта в СМИ города, полное отсутствие рекламы на ТВ. Ведь роль телевидения уникальна, а местные программы детально изучают «место происшествия», где дают примеры того, как не надо жить, но очень мало показывают, как надо. Мы все ответственны перед детством и юношеством, потому что оно не ждет смены идеологии, а растет. И если сегодня мы не додали Красоты и Доброты, то завтра пожнем Агрессивность.

В.Костанди, доцент кафедры философии, социологии и права ДВГУПС.