Расчётный комплекс для магистралей

Газета «Гудок», №225 – 15 декабря 2016 года.
При проектировании новых объектов железнодорожной инфраструктуры, реконструкции уже существующих линий, а также организации перевозок по ним необходимо учитывать огромное количество различных параметров.

Среди них – масса, скорость и время хода поездов, пропускная и провозная способности железных дорог. 

Решить эту сложную задачу помогает программный комплекс экспертизы, расчёта и анализа (ЭРА), разработанный учёными Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск). Как сообщил ректор вуза профессор Юрий Давыдов, с его помощью можно проводить тягово-экономические расчёты для различных линий, включая высокоскоростные магистрали, определять наличную пропускную и перерабатывающую способности перегонов и станций, а также возможную провозную способность участков любого полигона. 

Кроме того, комплекс предназначен для расчёта и анализа эксплуатационных расходов, зависящих от движения поездов, показателей эксплуатационной работы и других важных параметров. Например, диспетчеры благодаря применению новшества могут быстро проводить количественную оценку влияния возможных норм массы, допускаемых скоростей и ограничений скорости движения поездов на технические и экономические показатели эксплуатационной работы (средняя масса нетто грузовых поездов, участковая скорость и др.). 

В свою очередь работники дирекций инфраструктуры используют его при разработке проектов капитального ремонта пути, в том числе для расчёта возвышений наружного рельса и допускаемых скоростей движения поездов в кривых участках, а также при долгосрочном планировании работы и развитии баз ПМС путеремонтного комплекса с оптимизацией их технического оснащения и мощности. 

По словам Юрия Давыдова, программный комплекс применяли при разработке таких важных проектов, как переустройство Сахалинской железной дороги на нормальную колею, организация нового железнодорожного сообщения России с Китаем в Еврейской автономной области, реконструкция железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань и целого ряда других. 

Сотрудники ДВГУПСа задействовали его и в ходе комплексных исследований в целях разработки научно обоснованных рекомендаций по увеличению транзитных перевозок и развитию импортно-экспортного потенциала железнодорожной инфраструктуры за счёт увеличения пропускных возможностей Байкало-Амурской магистрали. 

Однако, по мнению Юрия Давыдова, программный комплекс ЭРА требует дальнейшего развития. Учёные университета уже приступили к созданию его нового модуля «Фокус», который расшифровывается как «Формирование и обоснование комплексного усиления станций». 

Также они разрабатывают модуль «ФС Про», предназначенный для формирования схем развития провозной способности железнодорожных участков, линий и направлений. Помимо этого они планируют создать веб-лабораторию интеллектуальных информационных технологий на транспорте (ИнтелТранспорт) с научно-образовательным ресурсом. 

Андрей Стрельцов