Удержать слона

Газета «Дальневосточная магистраль», №46 – 23 декабря 2016 года. 
Железнодорожники узнали, как ораторское искусство помогает в карьере.
Однажды я услышала, как один из горе-учителей наставляет родителей своих учеников, оказывая им при этом медвежью услугу. Мол, не хотят дети читать книги, и не надо. Пусть смотрят киноверсии. Оказывается, знание сюжета гораздо важнее умения воспринимать, пропускать через себя сложные тексты и, как следствие, умения думать и грамотно говорить.

К сожалению, за последние десятилетия для современной молодёжи стало нормой выражать свою мысль стандартно и бедно. А ведь эта тенденция имеет серьёзные последствия. Скудный словарный запас влияет на коммуникативные навыки: люди не умеют общаться, перебивают друг друга, не могут использовать речь как неотъемлемую компетенцию руководителя, не способны грамотно донести обратную связь. И это неумение прячут за агрессией. Но и нападая, они опять же, как отмечают психологи, высказывают примитивные суждения. Это можно отследить, например, по социальным сетям. В итоге ученики и нынешние студенты, как правило, могут разговаривать только в жанре презентации: один кадр, другой, а более развёрнутое повествование – уже проблема. А дальше человек приходит на производство. И если он не поймёт, что от умения общаться зависят эффективность его работы и дальнейшая карьера, и не начнёт развиваться – тупиковая ситуация неминуема.

Участники тренинга, посвящённого ораторскому искусству, смогли в этом убедиться лично. Начинающие руководители станций, молодые специалисты, студенты Приморского института железнодорожного транспорта – филиала ДВГУПСа в течение нескольких часов учились публично выступать.

– К сожалению, сегодня риторику в школе не преподают, и людей, умеющих общаться, у нас в стране фактически нет. Язык становится грубым, жаргонным, простым, – поделилась впечатлениями начальник станции Лесозаводск-1 Людмила Дорош. – Я, например, сделала для себя открытие, что много говорю. И в этом потоке речи много лишнего, бессвязного. Надо как можно быстрее развивать себя в этом направлении. Руководитель – это публичный человек, он должен уметь зажигать аудиторию, объяснять, доносить до подчинённых важную информацию.

По мнению дежурного по горке станции Уссурийск Романа Чубенко, умение говорить – это высший пилотаж для любого человека.

– Эти навыки необходимы не только актёрам или лекторам. Искусству выступать можно научиться. На тренинге нам объяснили, как, например, сохранить раздвоенное внимание. Принцип «удержать слона» позволяет, не теряя мысль, заряжать окружающих энергией своей речи, доносить то, что необходимо, – говорит он. – Я, например, получил обратную связь после выступления о том, что строю свою коммуникацию на юморе. А этого недостаточно, если ты планируешь профессионально расти.

Во время тренинга участники на себе испытывали умение выступать и задавать вопросы. В качестве темы для речей организаторы выбрали близкую им тему железной дороги. И буквально на пальцах раскладывали ошибки или, наоборот, плюсы ораторов. Так, заместитель начальника станции Дальнереченск-1 Михаил Баранец лучше всех задавал «неудобные» вопросы.

– Мне действительно было интересно узнать побольше о пенсионном обеспечении железнодорожников, а когда это искренне – всегда получается содержательный разговор. И в итоге представители НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», аплодируя, вручили мне приз! – отмечает Михаил. – А всё потому, что общение получилось полезным, а не дежурным.

Лучшим оказалось и выступление заместителя начальника станции Уссурийск по безопасности Дмитрия Волкова.

– Когда я узнал о том, что ДЦС-3 проводит тренинг по ораторскому мастерству, загорелся идеей принять в нём участие. По себе знаю, насколько в работе важны коммуникативные навыки, – говорит Дмитрий, получивший главный приз. – И останавливаться на достигнутом не собираюсь. Мой совет коллегам – не отставать. Ведь умение говорить – это базовая компетенция лидера.

Наталья Кузьмина