Хабаровский паноптикум: В полном составе

Газета «Молодой Дальневосточник», №16, 19-26 апреля 2017 года.
В Хабаровском музее Амурского моста появился еще один уникальный экспонат на ходу. Корреспондент «Молодого дальневосточника XXI век» оказался свидетелем, как дюжие мужики-железнодорожники, с полагающимися в таких случаях идиомами и красочными эпитетами, устанавливали на эстакаду вагон середины прошлого века. Дело происходило на территории музея Амурского моста, и вагон был не настоящим, а копией. Но редкой.

Точные копии поездов в качестве учебного пособия для будущих машинистов выпускала фабрика в Москве в весьма ограниченном количестве. В макете есть откидные полки, когда-то открывались двери, имеется даже кафельная плитка на полу туалета. Нет только унитаза - его уже украли. Такой вагон, по словам Виктора Паршина, директора музея Амурского моста, служил для обучения молодых проводников.

В XXI веке такой «обучающий стенд» оказался не нужным, и конечной станцией для вагона стала свалка в пассажирском вагонном депо Хабаровска – ЛВЧД-1. Оттуда по наводке опытного проводника сотрудники XKM.SU в зимних сумерках 2014 года втихую и вынесли раритет. Казалось бы, почему руководству ЛВЧД-1 не передать ненужный, но исторически верный предмет в музей Амурского моста или в ведомственный на ул. Владивостокской? В свое время музей Дальневосточной железной дороги имел такие экспонаты.  Но, как эмоционально прокомментировал нынешнюю ситуацию один из проводников: «Да они …без бабла лишний раз… не шевельнут!».

Наш плацкарт

Плацкартный вагон, символ дешевой поездки и такого же комфорта, подняли с трудом. Двухметровая железная копия вагона, что курсировали по стране в 50-х годах, весит без малого 70 килограммов.

 «Бросить находку специалисты XKM.SU не могли, хотя данный раритет ну никак не соотносится с интересами «музея индустриальной культуры», - прокомментировал ситуацию с находкой куратор XKM.SU.

И поэтому весной 2014 года было решено передать вагон в музей Амурского моста. Ценный экспонат был переправлен в запасники дружественной организации. Сотрудники музея Амурского моста, которые заинтересовались находкой, уверяли, что это раритет. И решили его восстановить. Но пришлось потрудиться, чтобы довести до ума сильно развандаленный вагон. Специалист из депо Хабаровск-II Александр Затолокин, приложив руки и голову, привел в порядок раритет. Колесные тележки, без которых «никто никуда по путям не поедет», предоставили коллеги из музея истории Дальневосточной железной дороги. И в преддверии открытия нового музейного сезона копия вагона встала на место.

Фонды решают все

Не прошло и трех лет, вагон занял место на эстакаде рядом с паровозом. Который тоже экспонат - это был последний паровоз, что серийно выпускался в СССР. После него пошли современные локомотивы. Со временем состав планируется удлинить еще на пару вагонов. Может, опять что-то удастся найти на «задворках империи». А что, вот историческую цистерну в полный размер, что стоит рядом, нашли же на заброшенных путях. Или поделится своими богатствами музей истории Дальневосточной железной дороги. Там у них и теплушка есть, и цистерна, и грузовая платформа с моделью танка Т-50. Я все это лично видел, когда заскочил по случаю в ведомственный музей. «Не ведомственный, а корпоративный» - поправляет меня «главная по музею» Валерия Буркова. У музея богатейшие фонды - более 2 тысяч предметов и документов. Экспозиции моделей подвижного состава пополнились, когда в Уссурийске ликвидировали рефрижераторное вагонное депо. «У них был очень шикарный музей, - подчеркивает Валерия. - Почти все экспонаты перекочевали в местный краеведческий музей, а вот модели вагонов, знамена, вымпелы и награды железнодорожников достались хабаровчанам. Большая часть фондов музея истории ДВЖД - это дары как отдельных специалистов, так и целых подразделений. Помочь музею Амурского моста они всегда готовы, но свои экспонаты будут беречь и лелеять. В помещении на ул. Владивостокской сделан хороший ремонт на 80 квадратных метрах, но денег постоянно не хватает, поэтому практически вся экспозиция находится в запасниках. Про строительство отдельного здания для корпоративного музея не стоит и заикаться – кризис, знаете ли. Нужно каких-то жалких три миллиона, чтобы нынешняя обновленная экспозиция открылась для посетителей. Но не для всех. Все-таки это не общедоступный, публичный и бесплатный музей мечты. Он в большей степени предназначен для тех, кто не равнодушен к железной дороге: будущие железнодорожники - учащиеся Хабаровского техникума железнодорожного транспорта и студенты ДВГУПС, работники дороги».

Козырное место

А вот музей Амурского моста открыт для всех и каждого. Конечно, тяжело добраться до задворок города - улица ВОХР еще то место. Но зато, на мой взгляд, – это один из правильных городских музеев. Можно подняться в будку машиниста паровоза, можно залезть на исторический пролет, можно взобраться на платформу, можно позвонить в станционный колокол, можно заглянуть в топку локомобиля. Да многое там можно, только будьте внимательны и осторожны - легко испачкаться сажей и машинным маслом. Да и сверзиться с высоты недолго.

Кстати, не так давно музей прирос солидным куском земли. Может быть, здесь и новое здание музея истории Дальневосточной железной дороги появится. Или проложат узкоколейную трассу, по которой с ветерком можно промчаться на ручной дрезине. А пока рядом с макетом эстакады, по которой движутся масштабные копии паровоза и вагона, стоит уже настоящий паровоз с настоящим пассажирским вагоном. Удалось мне там побывать. Какие там экспонаты, какие интерьеры - одни стены, отделанные линкрустом, чего стоят! Но об этом в другой раз.

Живая история

И подумалось мне -  вот идеальное место для проведения всевозможных фестивалей, праздников и прочего. Благо опыт проведения подобного уже есть – 100-летие Амурского моста. Давайте помечтаем: вы покупает билет, допустим, за 200 рублей. И вас электричкой со станции Хабаровск-1 везут до моста. Праздник начинается на перроне: цыгане (без них - никуда), торговцы штучным товаром, мальчишки-газетчики, благородная публика с зонтиками, мастеровые с «Арсенала» с подругами. В процессе следования у вас документы проверят офицер белой контрразведки, патруль транспортной ЧК. По ходу движения скинуться на благое дело вас попросят и разухабистые матросики-анархисты, и приличные эсеры. На конечной встретят и проводят на территорию музея, где под ручку с барышнями, грациозно с каблучков что-то там стряхивающими, прогуливаются поручики, честь имеющие. Рядом мастеровые обслуживают путЯ, машинист простукивает буксы и подливает смазку. Инженеры, развернув карты, обсуждают планов громадье, у теплушки солдатики перекуривают. Буквально в двух шагах советский милиционер преследует со свистом вокзального вора, что «увел угол» у зазевавшегося пассажира. Из вокзала степенно выходит семья отпускников, что собираются «на юга» - отдохнуть в «СочАх». На пристанционном базарчике торгуют всякой всячиной. Из «мотрисы Блюхера» выходит полуответственный товарищ в шляпе и портфелем под мышкой, что прибыл с инспекцией. На первый путь подошел вагон-магазин, где можно прикупить не только нужное, но и полезное. Не нравится вагон-магазин – поставим там бильярд, развесим пару полок с книгами и журналами, поставим радиолу соответствующего периода. Вот вам и агитвагон. Многое что можно сделать при достаточно небольшом финансировании со стороны ДВЖД. Но ведь так интересно - целый день пробыть среди «живой» истории.

 Вагон спасал и спустя три года наблюдал за его установкой на эстакаду

А.  Дунаевский