Опережающее образование – традиции «Железки»

Газета «Тихоокеанская звезда», №204 – 26 октября 2017 года.
«Смарт-поезда» пойдут по нашим дорогам через несколько лет - в этом нет сомнений - и как раз к тому времени получат дипломы инженеры, которые смогут управлять умной техникой, обслуживать ее и совершенствовать. Это и есть то самое опережающее образование, о котором много говорят последние год-два. А «Железка» работала на опережение с момента основания. Сейчас в ДВГУПС около 200 программ подготовки, и все направления образования актуальны и перспективны.

-Все 80 лет существования нашего вуза учебные программы строились так, чтобы выпускники были не просто востребованы, а становились двигателями прогресса в своих компетенциях, генераторами идей, - начал рассказ о вузе ректор ДВГУПС Юрий Давыдов. - Потому мы ежегодно просчитываем перспективу трудоустройства будущих специалистов на несколько лет вперед.
К примеру, не успели на смену паровозам массово прийти тепловозы, как в вузовскую программу было внесено новое направление. Началась плановая электрификация железных дорог - студенты стали изучать и это направление. Микропроцессоры в транспортных системах еще не были повсеместно внедрены, а ХабИИЖТ уже разработал методические пособия, курс лекций и лабораторных работ, создал учебные стенды для изучения принципа действия этих систем в теории и на практике.

Сегодня мы говорим о таких информационных технологиях в железнодорожном транспорте, которые позволяют управлять поездами в «одно лицо», автоматически, практически без участия человека. А раз уже появился «умный поезд», значит, наша задача - создать под нужды отрасли соответствующую образовательную компетенцию.

- Юрий Анатольевич, но как вашему университету удается заглядывать в будущее?

- Исключительно научными методами. Университетская наука тесно связана с производством, следует за его потребностями.

Материально-техническая база университета изначально была поставлена на инновационные рельсы. Она постоянно корректируется в зависимости от развивающихся потребностей производства, дополняется, обновляется. Наши лаборатории оснащены не просто современной, а перспективной техникой. С таким оборудованием студенты быстро осваивают весь процесс с азов, а затем глубже постигают принципы, лежащие в его основе. 

-В структуре вуза с 1939 года произошли серьезные изменения. Как появились новые подразделения?

-Последнее время у абитуриентов значительно изменилось отношение к образованию. Радует, что многие молодые люди после школы сознательно идут на ступень подготовки специалистов среднего звена. Техник высокой квалификации сегодня не менее важен, чем инженер.

На этой волне к нам в свое время присоединился Хабаровский техникум железнодорожного транспорта: он стал факультетом среднего профессионального образования. По факту это обособленное учебное подразделение с большим количеством востребованных на рынке труда специальностей. Также были присоединены техникумы нашей филиальной сети: в Тынде, Свободном, Уссурийске.

Что касается высшей ступени обучения в университете, то и здесь каждый студент может сделать свой выбор. Кто-то закончит только бакалавриат, кто-то продолжит обучение в магистратуре, а после, возможно, решит проявить себя на научной стезе и поступит в аспирантуру. Университет дает возможность не только защитить кандидатскую диссертацию, но и продолжить обу­чение в докторантуре.

Кстати, если раньше считалось, что знания устаревают наполовину каждые пять лет, то при нынешнем темпе развития технологий «старение» ускорилось. Поэтому в нашем университете был создан институт дополнительного образования - большой проект, который полностью себя оправдал. Мы по праву им гордимся.

- Университет готовит не только инженеров-железнодорожников различных специализаций, но и финансистов, юристов и даже психологов. Зачем?

- Только на первый взгляд кажется, что эти специальности - не по профилю транспортного вуза. Опыт показывает, что для всех специалистов, работающих на железной дороге, нужна особая подготовка.

К примеру, локомотивные бригады должны быть подкованы не только технически, но и психологически. Существуют даже психологические центры при локомотивных депо. И там необходимы такие психологи, которые хорошо знают терминологию и понимают специфику работы экипажа локомотива. Как показывают исследования, которые проводим, заметьте, не мы, этому не так-то просто обучить обычного психолога общего профиля. Далеко не каждый из них способен освоить хотя бы азы технических дисциплин.

Безусловно, мы всех наших студентов погружаем в специфику железных дорог. Ведь, к примеру, подготовить экономиста общего профиля гораздо проще, чем эко- номиста-железнодорожника. Зато он придет в отрасль и четко будет понимать особенности своей работы. У железной дороги свои терминология, нюансы производства, корпоративная этика и так далее.
Ну и, конечно, выпускники и научный потенциал ДВГУПС всегда были востребованы не только в железнодорожной и транспортной сфере, но и в строительстве, энергетике, связи, психологии, философии, естественно-научных направлениях, биологии, химии, физике.

Еще одна визитная карточка ДВГУПС - это институт военного обучения, который дает возможность получить военную специальность параллельно с гражданской. Мы единственный вуз в Хабаровске, в составе которого есть такой институт. 

- Юрий Анатольевич, говорят, что вы сами хотели быть военным. Почему же поступили в ХабИИЖТ?

- Я подавал документы через военкомат в военно-политическое училище. И так получилось, что они не попали в нужные сроки в приемную комиссию. А у нас в классе сформировалась большая группа, которая поступала на факультет электрификации железных дорог в ХабИИЖТ. Считалось, что это престижное перспективное направление, и ведь так оно и оказалось! Вторым по привлекательности факультетом на тот момент был «Автоматика, телемеханика и связь». Но меня увлекла электрификация железных дорог. В моей юности это было в новинку! И я поступил.

О карьере ученого я тогда не мечтал, хотел стать «электровозником», как у нас говорили. У меня не красный диплом - я никогда не гнался за отметками, но средний балл был около 4,5. После выпуска мне предложили остаться на кафедре. Это было очень престижно! Аспирантуру заканчивал при Всесоюзном заочном институте инженеров железнодорожного транспорта. Но учился очно. Затем защитил кандидатскую, позже докторскую диссертации, долго заведовал кафедрой. С 1975 года почти каждый мой будний день начинается именно здесь, в вузе.

-Все 80 лет у вуза было свое уникальное «лицо». Как удалось его сберечь?

- Конечно, главный наш эксклюзив - это транспортная составляющая. Мы - единственный университет на Дальнем Востоке, охватывающий практически все сферы этой отрасли.

Приведу пример: строительство космодрома «Восточный». Казалось бы, какое отношение имеют ракетные пуски к университету путей сообщения? Но ведь вся инфраструктура космодрома имеет транспортную составляющую, в том числе и железнодорожные пути.

У нас много интересных исследований и наработок в области компьютерных технологий, программирования, микропроцессорных систем управления, силовых систем. А в области логистики, когда все виды транспорта необходимо объединить в одну цепь, учесть особенности, устранить помехи, современный транспортный кластер ставит перед нами задачи, решение которых еще только предстоит найти.

В составе нашего вуза множество железнодорожных, автодорожных специальностей, есть уникальный факультет воздушных сообщений.

В сотрудничестве с другими университетами ДВГУПС способен обеспечивать практически любые логистические цепи. 

- Речь идет о Дальнем Востоке России?

- В наше время необходимо мыслить шире - речь идет об Азиатско-Тихоокеанском регионе. 

У нас накоплен большой опыт международного взаимодействия на различных уровнях. К примеру, в вузе учится 300 иностранных студентов, и эта цифра будет расти. Наши педагоги стажируются за границей, иностранные преподаватели читают лекции у нас. Мы основательно изучаем научный и производственный опыт наших партнеров.

На высшем государственном уровне в планах - создать высокоскоростной путь из Китая через Казань, далее в Москву и европейские страны. Однозначно ДВГУПС ждут большие задачи и в этом направлении.
Заключено соглашение о создании Российско-китайского транспортного университета на Большом Уссурийском острове. Много принципиальных соглашений достигнуто в рамках Ассоциации транспортных вузов стран АТР, где ДВГУПС с момента создания объединения занимает лидирующее место.

- Известный факт: практически сто процентов выпускников университета успешно трудоустраиваются. После отмены обязательного распределения вуз как-либо участвует в этом процессе?

- За 80 лет университет окончили около 80 тысяч выпускников. И забота об их будущем - это наша традиция, которой уже более 70 лет. Ежегодно собирается большая комиссия, приезжают представители работодателей из разных регионов и предлагают реальные рабочие места. Иногда за лучших выпускников идет настоящая борьба! У молодых людей появляется возможность выбора.

Часть студентов еще на этапе обучения заключает договоры, предприятия выплачивают «свои» стипендии (а в вузе, к слову, собственный большой и разнообразный стипендиальный фонд!), предоставляют места для прохождения практики, и после выпуска специалист сразу выходит на работу.

Главное - мы прекрасно понимаем, для кого готовим специалистов.
Ребята приходят к нам и знают, что диплом «Железки» - это «счастливый билет» во взрослую жизнь.

-В свое время вы получили «счастливый билет». Что посоветуете новым абитуриентам, кем быть?

-Важнейшим направлением подготовки в вузе является область энергетики, здесь спектр приложения сил необычайно велик. По-прежнему в тренде направления, связанные с проблемами безопасности, будь то информационные системы или жизнедеятельность.

В университете успешно работает факультет воздушных сообщений. В малых поселках развиваются аэродромы, их необходимо эксплуатировать, значит, возрастает потребность в кадрах. Это тоже перспективное направление.

Сейчас идет модернизация железной дороги на Сахалине - «перешивают» узкую колею на широкую. Там есть очень трудные участки, идущие вдоль берега моря, которые еще японцы строили в начале ХХ века. Есть мосты, которые нужно полностью переделывать. Также рассматриваются проекты перехода на остров Сахалин, а это либо мост, либо тоннель. Под такой проект нужны специалисты, научные разработки - работы хватит. 
В Хабаровске планируют применять новейшие технологии в строительстве небоскреба, о котором так много говорят. Необходимо провести большую подготовительную работу. И к этому процессу, что очень приятно, привлечены сотрудники и лучшие студенты нашего университета.
Как видите, у студентов ДВГУПС очень большой выбор - чем заняться и в вузе, и после его окончания. А главное, какие бы перемены ни происходили в университете, какие бы процессы ни шли в обществе, наша основная задача - подготовка высококлассных специалистов и их успешное трудоустройство. И 80 лет - достаточный срок, чтобы уверенно сказать: мы делаем это успешно!

Татьяна ВАН, Мария ИВАНОВА.