Опасная конкуренция

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений news\2013\3\06\01 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

Газета "Гудок", 4 марта 2013 г.
{gallery slider=boxplus.transition animation=10000 width=180 height=120 alignment=left overlay=0}news\2013\3\06\01{/gallery} Разработанный Минобрнауки порядок распределения бюджетных мест может оставить университеты путей сообщения без студентов

Железнодорожным вузам предстоит конкурировать за бюджетные места с другими образовательными учреждениями страны. Уже этой осенью отраслевые вузы могут недосчитаться первокурсников.

Новый порядок распределения бюджетных мест, разработанный Минобрнауки и утверждённый постановлением правительства, начал действовать с начала этого года и уже грозит обернуться для многих вузов существенным сокращением числа студентов.

По новым правилам распределение бюджетных мест будет проходить в два этапа: сначала вузы поборются друг с другом за заветные цифры на региональном уровне, а затем комиссия Минобрнауки сопоставит их потенциал и распределит оставшиеся места уже без учёта территориального признака. Железнодорожным учебным заведениям впервые придётся подавать свои заявки в общем потоке и отстаивать свои позиции на конкурсе.

В гонку за бюджетными местами теперь могут вмешаться негосударственные учебные заведения и даже филиалы вузов. В Минобрнауки предупреждают, что ни тех, ни других не стоит сбрасывать со счетов, и не исключают, что в некоторых регионах новые участники конкурса могут оказаться сильнее традиционных претендентов.

Составлять свои заявки на получение бюджетных мест и определять, какие филиалы действительно смогут составить конкуренцию и выиграть желанные места у других вузов, железнодорожные вузы собираются сообща. «Нам необходимо чётко координировать наши действия и максимально полно использовать имеющиеся ресурсы. Только тогда нам удастся отстоять нынешние позиции», – призывает ректор МИИТа Борис Лёвин. Для отсеивания основных конкурентов руководство железнодорожных вузов уже выдвинуло предложение ужесточить требования к обучению студентов по основным железнодорожным специальностям. В частности, по их мнению, необходимо увеличить минимальное число преподавателей с научными степенями и не допускать к конкурсу учебные заведения, не обладающие достаточным опытом обучения и не имеющие специализированных учебных полигонов.

Кроме того, как сообщил начальник отдела развития и обучения персонала ОАО «РЖД» Игорь Чирва, готовится обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть порядок распределения бюджетных мест для железнодорожных вузов, чтобы не допустить сокращения количества студентов.

Предварительные прогнозы для отраслевых вузов неутешительны: число абитуриентов в этом году может снизиться здесь более чем на 30%. «Частично это связано с тем, что Минобрнауки сокращает общий объём набора по бакалавриату и специалитету, увеличивая его для магистратуры. Из-за новых правил распределения мест наш набор по некоторым специальностям и направлениям уменьшится до 40–50%», – утверждает проректор ПГУПСа по учебной работе Людмила Блажко. По её мнению, ещё сильнее позиции железнодорожных вузов ослабит передача регионам права определять перечень и количество нужных им специальностей. «Представьте, что работников для Октябрьской дороги будут готовить только в нескольких регионах, а в остальных посчитают, что такие специальности им не нужны, и не включат их в заявку. Чем мы руководствуемся на самом деле – интересами субъектов Федерации или потребностями отрасли?» – недоумевает Людмила Блажко.

Такого же мнения придерживается и старший специалист отдела учебных заведений Федерального агентства железнодорожного транспорта Лариса Кустарёва. «Предложенный порядок абсолютно нелогичен. С одной стороны, Минобрнауки ведёт работу по изучению потребностей в обучении специалистов через федеральные органы власти, и в то же время заявка формируется через субъекты, – поясняет она. – Кроме того, железнодорожный транспорт всегда считался федеральной отраслью, и субъекты просто не привыкли и не умеют с ним работать. Вред, который они своими неумелыми действиями могут нанести железнодорожному транспорту, безусловно, скажется и на экономике страны».

Особое внимание, по словам Игоря Чирвы, нужно будет уделить не только получению бюджетных мест для подготовки специалистов очной формы обучения, но и для тех, кто получает образование заочно. «Наша заявка по специалистам и бакалаврам остаётся на уровне прошлого года, а вот рост потребности в заочниках уже заметен. Этот спрос сегодня даже превышает спрос на выпускников дневного отделения», – отметил он. Тем не менее подготовка по заочной форме обучения, наоборот, сокращается.

Непростая ситуация складывается и со средним специальным образованием. После вступления в силу нового закона об образовании заключать договор на целевое обучение можно будет только с уже поступившими в учебное заведение. Кроме того, документом устанавливается принцип общедоступности среднего профессионального образования, а значит, поступать в колледжи и техникумы можно будет фактически без экзаменов и, что особенно важно для железнодорожных профессий, без прохождения обязательной сейчас медкомиссии.

«Нас очень пугает состояние здоровья поступающих. По действующему порядку мы ещё на этапе приёма давали целевые направления только тем, кто проходил медицинскую комиссию и соответствовал нашим требованиям, но при принципе общедоступности мы это сделать уже не сможем», – опасается Игорь Чирва. По его словам, при поступлении на работу в ОАО «РЖД» такой студент неизбежно будет отсеян. «По медицинским показаниям мы такого человека на работу не возьмём и практику проходить не дадим. Получается, что его вообще придётся отчислять с третьего курса, ведь после него он должен где-то стажироваться. Не вижу смысла создавать условия, при которых люди, изначально не подходящие для этой профессии, получают возможность обучаться на неё. Это пустая трата времени», – подчёркивает он.

Мария Хлопотина