Пара без отрыва от производства

Газета «Гудок», № 80 – 18 мая 2015 г.
В учебном расписании студентов появятся занятия на базовых кафедрах, созданных на предприятиях компании.
В компании набирает обороты сетевая форма обучения, когда студенты отраслевых вузов получают практические навыки в передовых структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД».

До недавнего времени производственная практика была единственным способом для студентов попробовать себя в деле. Теперь благодаря изменению законодательства в сфере образования возможности сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса значительно расширены. 

В частности, вводится понятие сетевого обучения, суть которого состоит в том, чтобы дать студентам возможность учиться не только в стенах университетов, но и прямо на предприятиях, погружая будущих работников непосредственно в производственный процесс. 

В компании сетевое обучение стартовало в конце 2013 года. Его развитие было инициировано департаментом управления персоналом по итогам встречи с ректорами. Для развития этой формы обучения были привлечены ресурсы передовых предприятий в сфере эксплуатации, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, устройств и технических средств железнодорожного транспорта. 

Пилотный проект по сетевому обучению внедрён на полигонах пяти дорог: Московской, Северной, Западно-Сибирской, Северо-Кавказской и Восточно-Сибирской. Для реализации образовательных программ вузы получили возможность использовать помещения, оборудование предприятий, учебных центров профессиональных квалификаций, а также привлекать преподавателей из учебных центров для проведения занятий. 

На Западно-Сибирской дороге в проекте принимают участие ОмГУПС и СГУПС, вместе обеспечивающие подготовку кадров всех железнодорожных специальностей на полигоне. 

«Работа с передовым и высокотехнологичным оборудованием, используемым на производстве, фактически снимает вопрос адаптации новоиспечённых специалистов на предприятии», – уверен ректор ОмГУПСа Сергей Овчаренко. 

Благодаря тесному взаимодействию отраслевых вузов и Западно-Сибирской дороги студенты получили возможность не только обучаться на предприятиях компании, но и общаться и даже дискутировать с преподавателями от производства по актуальным для отрасли вопросам. 

«На младших курсах мы знакомились с производством в качестве экскурсантов: нам показывали технику, учили с ней обращаться, – вспоминает студентка пятого курса механического факультета ОмГУПСа Наталья Старосельцева. – Сейчас мы можем самостоятельно выполнять некоторые рабочие операции под наблюдением сотрудника депо. После таких занятий появляется уверенность, что по окончании университета можешь справиться с работой». 

Для студентов МИИТа открыли двери Перовское, Пресненское и Подбельское подразделения Московского учебного центра профессиональных квалификаций. У будущих железнодорожников появилась уникальная возможность, используя учебно-лабораторную базу, оснащённую самым современным оборудованием, получить весь необходимый объём знаний и навыков. Центры действительно оснащены по последнему слову техники и успели зарекомендовать себя в обучении действующего персонала. 

«Теория и работа на современных тренажёрах, оборудовании, устройствах позволяют студентам легче освоить материал, закрепить теорию практическими действиями. Это помогает учащимся глубже понять свою будущую специальность и круг обязанностей», – рассказывает проректор МИИТа по связям с производством Любовь Васина. 

В 2015 году развитие сетевой формы обучения продолжается. «Будут использованы усовершенствованные подходы к развитию новых форм обучения. Мы возьмём всё лучшее из того, что было раньше, и с учётом современных возможностей создадим эффективные меры для повышения качества подготовки специалистов», – говорит заместитель начальника департамента управления персоналом Игорь Чирва. 

Сетевое обучение будет внедряться во всех отраслевых вузах. Уже сегодня на площадках передовых предприятий ОАО «РЖД» создаются базовые кафедры.

Впрочем, такие университетские подразделения на производстве – вещь для компании не новая. Курс на сближение вузов с транспортными предприятиями начался более тридцати лет назад. Так, ещё в 1980-х годах на базе локомотивного депо Омск был создан филиал выпускающей кафедры «Тепловозы и тепловозное хозяйство» тогда ещё Омского института инженеров железнодорожного транспорта, уже три десятилетия действует кафедра МИИТа на базе тяговой подстанции «Каланчёвская» Московско-Курской дистанции электроснабжения. 

В современных условиях базовые кафедры открывают для студентов и преподавателей возможность проведения исследований по актуальным проблемам железнодорожной отрасли. Они станут связующим звеном между производством и вузовской наукой, поскольку обеспечат постоянный доступ профессорско-преподавательского состава к новой технике и технологиям для проведения научной работы и совместных образовательных программ. 

«Железнодорожники со стажем получают возможность оценить новый взгляд на организацию работы, используемую технику и оборудование, а учёные вуза – реалии производственного процесса. Такой тандем и призван способствовать развитию науки и предприятий региона и страны в целом», – поясняет Сергей Овчаренко. 

В настоящее время определяются площадки для проведения практических занятий, а также перечень предприятий, которые будут оказывать помощь в практической подготовке специалистов на конкретную должность. Базовые кафедры планируется создать на всех дорогах. Их количество будет зависеть от числа и местонахождения передовых предприятий. 

«Для каждой дороги количество кафедр будет определяться индивидуально, с позиции целесообразности их создания. Это дополнительная нагрузка, связанная с непрофильной деятельностью компании. Поэтому здесь надо соблюсти баланс интересов и той эффективности, которую эта работа даёт», – замечает Игорь Чирва. 

Вопрос управления кафедрами будет решаться отдельно в каждом конкретном случае, но в руководстве обязательно будут представители производства или структурного подразделения компании, а также университета. 

Пилотный проект по созданию усовершенствованных базовых кафедр стартует сразу в нескольких отраслевых университетах. Так, в 2015 году открываются кафедры МИИТа совместно с ФПК, ГВЦ, Центральной дирекцией управления движением и Центральной дирекцией по ремонту пути. Между Западно-Сибирской дорогой и транспортными вузами Омска и Новосибирска заключены договоры о создании на предприятиях 12 базовых кафедр. 

«Вузы и компания работают в общей команде. Мы делаем одно дело – готовим профессионалов для транспортной отрасли. Ведь если работодатель желает видеть таких специалистов на производстве, он должен помогать в их подготовке», – уверен проректор по связям с производством и производственному обучению СГУПСа Евгений Кулинич. 

Учебный план будет строиться с учётом привязки образовательных программ к практике, то есть лекции и занятия на производственном оборудовании будут дополнять друг друга. Обучение на базовых кафедрах будет заложено в расписание, поэтому посещаемость таких занятий обязательна. 

«Не только студенты, но и научные сотрудники кафедр смогут проводить научно-исследовательскую работу, анализировать и предлагать меры по повышению качества работы компании», – говорит Любовь Васина. Отличие занятий на базовых кафедрах от занятий в учебных центрах в том, что в первом случае студенты получают возможность видеть, как осуществляется работа по эксплуатации и ремонту производственной базы, а также как строятся отношения между людьми на конкретном предприятии. 

«Студенты могут оценить работу предприятия по всем уровням. В этом случае возможность формирования у них необходимых профессиональных компетенций более выраженная», – считает проректор ПГУПСа по учебной работе Людмила Блажко. 

Эксперты отмечают: внедрение сетевой формы обучения выгодно всем сторонам. Разработка дипломных проектов по темам, предложенным производственниками, позволит решить как производственные, так и образовательные задачи. 

«Плюсы для предприятия – решение актуальных научно-технических задач. Студенты, в свою очередь, приобретут практические инженерные навыки, а преподаватели вузов повысят свою квалификацию», – поясняет Евгений Кулинич. 

Юлия Соловьёва