Stecuk1 t

Директор института

Стецюк Андрей Евгеньевич

Наша история

Кафедра «Транспортно-технологические комплексы» образована 1 января 2014 году по приказу ректора №524 «О реорганизации кафедр университета» от 14 октября 2013 года, путём объединения кафедр: «Строительные и путевые машины» и «Детали машин» Института тяги и подвижного состава.

Кафедра «Строительные и путевые машины» была организована в ХабИИЖТе в 1974 году, и уже с 1976 года начался выпуск инженеров по специальности «Строительные и дорожные машины».

Первым сотрудником кафедры «Строительные и путевые машины» в должности механика лабораторий стала Лидия Анатольевна Покрасова, которая в свое время окончила МИСИ по специальности «Строительные и дорожные машины» и работала в отделе механизации треста «Оргтехстрой» Главдальстроя. 3 июля 1974 года был избран по конкурсу заведующий кафедры «Строительные и путевые машины», доцент, к.т.н. Петр Петрович Супрун. А 11 октября этого же года утвержден состав преподавателей кафедры из трех человек. П.П. Супрун пригласил работать на кафедру бывших сотрудников «Проектно-конструкторско-технологического бюро путевых машин» ХабИИЖТа, недавно защитивших кандидатские диссертации Геннадия Васильевича Завгороднего и Эдуарда Александровича Леонова. К этому времени студенты первого набора специальности СДМ-71 в количестве 42 человек начали обучение на 4 курсе, и преподавателям молодой кафедры приходилось вести занятия по нескольким дисциплинам, что они с удовольствием и делали.

Краткие строки из архива ДВГУПС, в частности, из приказа тех лет о технологической практике: «… студентов А.Доронина, А Козерода, В. Самарина, В. Соколова направить в экспериментальный цех ПКТБ ХабИИЖТа с окладом 0,5 ставки механика, т.е. 67,5 рубля…». Сейчас А.В. Доронин – полковник, начальник отдела института «Военпроект», А.В. Козерод – зам. начальника дирекции по ремонту пути ДВЖД, В.Б. Соколов – к.т.н., доцент кафедры «Транспортно-технологические комплексы», проректор по дистанционному и заочному образованию.

К моменту образования кафедры «Строительные и путевые машины» потребность в инженерах специальности 170900 в регионе, в частности, на транспорте и в строительстве, была огромной. На Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах в редких линейных организациях путевого хозяйства и дистанциях механизации погрузочно-разгрузочных работ трудились специалисты СДМ с высшим образованием. Требовались такие специалисты на строительстве БАМа и нефтегазопроводов в Сибири, паромной  переправе Ванино-Холмск, промышленных объектах в Амурске и других городах.

Много инженеров, специализирующихся в области создания и совершенствования путевых машин и автоматизированных комплексов, их монтажа, наладки, технической эксплуатации и ремонта, требовалось «Проектно-конструкторско-технологическому бюро путевых машин» (ПКТБ) ХабИИЖТа, которое являлось научно-технической и производственной базой кафедры «Строительные и путевые машины».

Первый этап становления кафедры «Строительные и путевые машины» характерен развитием учебно-лабораторной базы путем широкого привлечения студентов к разработке и изготовлению всевозможных стендов и планшетов. Главдальстрой подарил токарно-винторезный станок, сварочный трансформатор и старенький сверлильный станок. Сложные детали изготавливались в ПКТБ. Материалы предоставлял институт. В этот период кафедра ежегодно выставляла по линии СНО на конкурсы самого высокого уровня действующие модели оригинальных устройств механизации строительных работ. Разрабатывалось много методических указаний к лабораторным работам и заявок на изобретения. С дорогами региона взаимодействие было слабым и носило формальный характер. Тесно сотрудничали с трестами Главдальстроя, выполняя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по тематике строителей («Лидер для проходки скважин в мерзлых грунтах», «Сваелом», «Уширитель скважин взрывного действия под буронабивные сваи» и многие другие разработки).

Уже в 1975 году штатных преподавателей на кафедре «Строительные и путевые машины» стало больше. На преподавательскую работу перешла Л.А. Покрасова. Чуть позже, после окончания Хабаровского политехнического института (ХПИ) на кафедре начал трудиться Юрий Александрович Гамоля. Из ХПИ перешел на кафедру доцент Ткачук Сергей Афанасьевич. В учебном процессе активно участвовали работники ПКТБ: к.т.н. Александр Иосифович Марголин подготовил курс «Подъемно-транспортные машины», Иван Федорович Скрипачев освоил новую дисциплину «Технические основы создания машин», Анатолий Дмитриевич Данилюк, Виталий Дмитриевич Кныш и другие специалисты руководили дипломным проектированием.

В 1977 году на кафедру «Строительные и путевые машины» пришел Валерий Борисович Соколов, выпускник 1976 года, первоначально возглавлявший профсоюзную организацию механического факультета. В этом же году в качестве заведующего лабораториями кафедры «Строительные и путевые машины» начал трудиться молодой специалист Игорь Владимирович Четырин.

В 1983 году начал работать в качестве почасовика, в то время инженер-конструктор ПКТБ Сергей Геннадьевич Штарев, выпускник 1979 года.

Большое внимание кафедра уделяет повышению квалификации своих сотрудников. В 1980 году направлен в очную целевую аспирантуру при кафедре «Строительные и дорожные машины» ЛИИЖТа  В.Б. Соколов (диссертация по проблеме сохранения качества рельсовых звеньев при их перевозке к местам укладки защищена в 1983 году). В 1982 году поступил в аспирантуру МИИТа при кафедре «Механизация погрузочно-разгрузочных и строительных работ» Ю.А. Гамоля (работу по проблеме повышения эффективности конструкции дискофрезерных машин для разработки мерзлых грунтов защитил в 1986 году).

В 1987 году заведующим кафедрой «Строительные и путевые машины» избран доцент Э.А. Леонов, который, сохраняя лучшие традиции и опыт коллектива кафедры, направлял свою работу на развитие производственной базы кафедры, связей кафедры с дорогами Дальневосточного региона. Были открыты филиалы кафедры «Строительные и путевые машины» в управлении механизации №1 треста «Строймеханизация» Главдальстроя, в ПКТБ ХабИИЖТа, в ПМС-186 на ст. Корфовская, в ПЧ-5, ст. Хабаровск-1 ДВЖД и в других организациях.

В 1989 году защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблеме автоматизации звеносборочных процессов на производственных базах путевых машинных станций,  С.Г. Штарев и с 1991 года перешел в штат кафедры на должность доцента. Решением ВАК в 1992 году Э.А. Леонову было присвоено ученое звание профессора по кафедре «Строительные и путевые машины». В 1994 году кафедра получила разрешение  на открытие аспирантуры по специальности «05.05.04 – Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины».

Стремительный переход экономики страны на рыночные отношения и спад производства быстро меняли приоритеты в оценке и выборе первоочередных задач развития кафедры «Строительные и путевые машины». Тем не менее, высокий потенциал кафедры в непростые годы перестройки удалось сохранить и преумножить. Демократические условия деятельности кафедры позволяли каждому  сотруднику активно искать эффективное приложение своих усилий и способностей в новых условиях жизни. На кафедре остались специалисты, преданные делу подготовки инженеров-механиков. Многие пытались начать свою трудовую карьеру на кафедре, но ноша оказалась не по плечу, несмотря на самую доброжелательную поддержку. Уходили главным образом в коммерческие структуры, где материальные стимулы были несоизмеримо более привлекательными. Попытки организовать при кафедре свои ООО по ремонту и диагностированию автомобилей или по техническому обследованию грузоподъемных машин не получили развития. Всего четыре года проработали кафедральные курсы водителей (в рамках вузовской программы), но оказались слишком затратными.

По мере роста экономики и увеличения перевозок железные дороги нашего региона стали централизовано оснащаться современной путевой техникой, и потребовались кадры, умеющие и желающие работать с этой техникой. Кафедрой «Строительные и путевые машины» были разработаны программа и учебный план подготовки машинистов лицензионных машин типа ВПР и ВПРС, заключены договоры с Дальневосточной и Забайкальской железными дорогами о целевом оснащении лабораторий современным оборудованием.

Начиная с 1999 года, постоянно действующими стали курсы машинистов. Большую помощь в организации и проведении курсов оказали главный инженер ДВЖД В.А. Крапивный, зам. начальника ДВЖД А.П. Бокарев, начальник отдела механизации службы пути А.В. Козерод, начальник СТО службы пути В.Д. Матвеев. На курсах ВПР и ВПРС машин совместно с кадровыми работниками дорог успешно обучаются и получают права машиниста  наши студенты-дипломники, имеющие договоры с дорогами о трудоустройстве.

В 2000 году успешно защитил кандидатскую диссертацию по специальности «05.05.04 – Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины» и получил грант МПС инженер-конструктор НВЦ «Путевые машины» Алексей Сергеевич Клементов, окончивший ДВГУПС в 1995 году и поступивший в заочную аспирантуру при кафедре в конце 1996 года.  Плодотворно поработав над докторской диссертацией, С.Г. Штарев с сентября 2000 переходит в докторантуру при МГИСУ. В 2002 году С.Г. Штарев защитил докторскую диссертацию.

Потенциальные возможности коллектива кафедры «Строительные и путевые машины», а также ведущих специалистов ОКБ «Путевые машины» позволили организовать постоянно действующие 5-ти недельные курсы подготовки машинистов-операторов звеносборочных и звеноразборочных комплексов, которые окончили более 150 работников Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железной дороги.

20 апреля 2001 года заведующим кафедрой избран директор Института тяги и подвижного состава ДВГУПС доцент Гамоля Ю.А., его заместителем  - доцент Завгородний Г.В. Наступил период интенсивного материально-технического переоснащения лабораторий на современной компьютерной базе. В этом большую помощь оказывают предприятия ДВЖД. Руководство отрасли выделило средства на приобретение компьютерного класса. Большой импульс в повышении качества подготовки выпускников и переподготовки специалистов придало участие кафедры в инновационной образовательной программе.

Кафедра «Строительные и путевые машины» с благодарностью вспоминает своего первого руководителя, заслуженного изобретателя России, почетного академика АТ РФ, почетного железнодорожника, доктора транспорта, замечательного организатора и педагога Петра Петровича Супруна, сумевшего создать творческий коллектив единомышленников.

За годы работы кафедры было подготовлено около 2000 специалистов по очной и заочной формам обучения. Получено более 200 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Кафедра «Строительные и путевые машины» имеет современную лабораторную базу с действующими образцами оборудования, вычислительный центр, филиалы при ОКБ «Путевые машины», ПМС-317. Помещения учебных аудиторий кафедры и семи лабораторий после капитального ремонта имеют должный вид и оснащены современной орг. техникой, учебными и научно-исследовательскими стендами и аппаратурой.

Кафедра «Строительные и путевые машины» являлась выпускающей по специальностям «Транспортно-технологические системы» и «Транспортно-технологические комплексы». Студенты-дипломники ежегодно участвуют во всероссийских олимпиадах и конкурсах выпускных квалификационных работ, всегда занимая при этом призовые места.

При кафедре действует аспирантура, которую успешно закончили и защитили диссертации директор ОКБ «Путевые машины» - филиал ПТКБ ЦП Скрипачев И.Ф. и ведущий специалист ОКБ Клементов А.С. Завершили обучение в аспирантуре работающие сейчас в должности старших преподавателей Велесевич Е.В., Шадрин С.В., Шишкин Е.А. Они ежегодно участвуют в различных конкурсах и конференциях, выигрывая их, и получая почетные грамоты. Так в 2011 году Шишкин Е.А. получил грамоту «За лучший доклад» на научно-технической конференции, а в 2012 году занял первое место во внутривузовском конкурсе «Лучший преподаватель».

Завершает подготовку диссертации к защите выпускник 2002г. Евгений Константинович Позынич - ст. преподаватель, руководитель программы повышения квалификации работников транспорта по вопросам промышленной безопасности. Эта программа в 2011 году получила золотую медаль Хабаровской международной ярмарки. В данный момент на кафедре работают пятеро молодых преподавателей, которым нет и 35 лет, а следовательно, у кафедры есть будущее.

История возникновения и деятельность кафедры «Детали машин», в составе факультета механизации путевых и строительных работ начинается с начала существования Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, открытого 1 сентября 1939 года.

В то время кафедра вела две инженерные дисциплины – «Детали машин и основы конструирования» и «Грузоподъемные механизмы и непрерывный транспорт». Эти дисциплины были и до сих пор остаются фундаментальными для общетехнической подготовки инженеров. Не случайно автор первого российского учебника по грузоподъемным машинам профессор И.А. Вышнеградский говорил, что «кто умеет строить краны, тот сумеет любую машину построить». Один лишь перечень разделов курса деталей машин занял бы целую страницу, назовем лишь некоторые, на основе которых формировались новые дисциплины и специальности: трубы и трубопроводы, запорные приспособления, поршни, поршневые штоки, сальники, шатуны, цилиндры, лопатки, барабаны, диски и колеса двигателей и машин орудий.

Первый состав кафедры «Детали машин» включал четыре человека – три преподавателя и инженер. Обязанности зав. кафедрой выполнял доцент Грибанов, а с 1942 года доцент Кукибный А.Л. С 1943 года на кафедре появляется еще одна дисциплина «Теория механизмов и машин». В это время по причине военных действий учебный процесс вели всего два преподавателя - доцент Кукибный А.Л. и ст. преподаватель Зеленков Я.Н., в дальнейшем исполняющий обязанности зав. кафедрой. Далее кафедру возглавил доцент Высоцкий Д.Т. умелый организатор, ученый и замечательный педагог. На нашей памяти за годы обучения остались лишь два преподавателя, которые умело, творчески делали сложные рисунки узлов и целых конструкций кранов только мелом без чертежных инструментов – доцент Высоцкий Д.Т. и доцент Зингерман – кафедра «Теоретическая механика». За Дмитрием Трофимовичем прочно закрепилась слава неординарного человека. На памяти его слова – «уйду из института, пишите ФЗО», так своеобразно подчеркивая роль механики в подготовке инженерных кадров.

По нашему мнению, становление и развитие кафедры «Детали машин» связаны со многими выдающимися учеными. К ними в первую очередь следует отнести доцента Кукибного А.Л., основоположника кафедры, доцентов Высоцкого Д.Т., Журавлева А.М, доктора технических наук, профессора Даньшина Ю.В.. Продолжая заложенные традиции, кафедру возглавляли: доцент Козерод Ю.В., доцент Дрыгин В.В., доцент Поспелов А.И.

Даньшиным Ю.В. совместно с профессором кафедры «Теоретическая механика» Дорониным В.И. была создана новая научная школа по проектированию механизмов по динамическим свойствам. Результаты полученных исследований нашли свое отражение в диссертационной работе Поспелова А.И., а значимость иллюстрирует тот факт, что при кафедре был создан научный центр Отделения «Теория и практика балансировочной техники» Академии проблем качества. Под руководством Даньшина Ю.В. кафедра была пионером в Вузе в вопросах применения компьютерных технологий в учебном процессе. С его именем связано и начало серьезных работ по проблемам Высшей школы. Даньшиным опубликовано более 40 научных работ, получено около десяти авторских свидетельств и патентов на изобретения.

В наши годы на кафедре «Детали машин» работали замечательные преподаватели: выпускник 78 школы с золотой медалью Селуянов Леонид Васильевич; участник ВОВ и орденоносец Шедель Алексей Владимирович, а также Гусев Василий Павлович, Широких Василий Васильевич, Шатилов Анатолий Васильевич.

Большая заслуга в организации и развитии лабораторий кафедры принадлежит ст. преподавателю Шеделю А.В. Им, совместно со ст. преподавателем Широких Н.Т., в нашем вузе была создана лаборатория взаимозаменяемости и технических измерений. В настоящее время на кафедре услугам студентов предоставлены три специализированные учебные лаборатории оснащенные современным оборудование.

Доцент Поспелов А.И. работает над созданием методики проектирования рычажных механизмов по различным динамическим свойствам. Результаты исследования нашли реальное воплощение при апробации структурных схем механизмов и защищены авторским свидетельством. В настоящее время ведется создание конструкции механизма для изменения степени сжатия в ДВС.

Доцент Дрыгин В.В. работал над совершенствованием существующих и разработкой новых методов уравновешивания рычажных механизмов. Он также является пионером кафедры по подготовке и изданию курса лекций и учебного пособия «Основы прикладной механики» совместно с Яворским Н.И. Последняя работа признана лучшим учебным изданием в номинации «Техника и технологии» на Втором Дальневосточном региональном конкурсе «Университетская книга - 2009».

Доцент Шубин С.И. занимался вопросами использования компьютерных технологий при решении инженерных задач. Являясь ведущим специалистом по применению ЭВМ, Шубин С.И. постоянно привлекал к исследованиям студентов. Так студенты 137 гр. Бондаренко Д.А. и Васильев Д.А. в 2005 г. награждены дипломами международной научной конференции.

Идеи разработки новых технологий обучения и совершенствования методического обеспечения студентов, предложенные доктором технических наук Ю.В. Даньшиным нашли свое отражение в последующих работах, выполненных сотрудниками кафедры «Детали машин»: «разработка методики интенсификации применения технических средств при изучении дисциплин кафедры (1986 г.), «Совершенствование планирования самостоятельной работы студентов» (1991 г.), «Применение деловых игр по дисциплинам кафедры» (1996 г.), «Организация модульного обучения студентов в межсессионной период» (2001 г.), «Разработка новых технологий обучения и методического обеспечения студентов ИИФО по «Прикладной механике» (2003 г.), «Исследование результатов использования ПЭВМ в учебном процессе кафедры (2005 г.), «Оценка студентами качества образовательных услуг, предоставляемых ДВГУПС» (2009 г.). Работа за 2003 год была номинирована как лучшая по проблемам Высшей школы и поощрена руководством университетом.

Студенческие научные школы, руководимые ст. преподавателем Коноваловой Ф.Г., доцентом Козеродом Ю.В., Поспеловым А.И. стабильно занимали призовые места на региональных и республиканских олимпиадах, а исследовательские студенческие работы Шибаева С.П. и Маркита В.П., научный руководитель доцент В.В. Дрыгин, и Иванова С.В., научный руководитель ст. преподаватель А.В. Шатилов получили награды высших достоинств на республиканском конкурсе 2003 г. По результатам студенческих исследований получены десятки дипломов.

На кафедре постоянно выполнялись хоздоговорные НИР по разработке средств механизации для предприятий промышленности по ремонту подвижного состава. По заказу управления ДВЖД был спроектирован грузовой лифт, до сих пор успешно работает подъемник в библиотеке ДВГУПС, по просьбе кафедры «Вагоны» был разработан проект стенда для испытания дисковых тормозов при скоростях движения подвижного состава до 300 км/час. Создание данного стенда и проводимые исследования позволили сотрудникам кафедры «Вагоны» защитить докторскую и ряд кандидатских диссертаций. Технические возможности данного стенда позволяли и в дальнейшем вести НИР в условиях повышения скоростей подвижного состава и изменения условий его эксплуатации.

Постоянно совершенствуется научно-преподавательское мастерство сотрудников кафедры. В 2011 году молодой преподаватель Белоус Т.В. успешно защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. В настоящее время работают на кафедре доцентом.

Сегодня кафедра «Транспортно-технологические комплексы» расширяется за счёт молодых специалистов – выпускников университета: старшие преподаватели Бочкарева Светлана Геннадьевна, Велесевич Евгений Владимирович, Позынич Евгений Константинович, Шадрин Сергей Валерьевич, Шишкин Евгений Александрович. 

Кафедра «Транспортно-технологические комплексы» является выпускающей по направлениям «Наземные транспортно-технологические средства», «Наземные транспортно-технологические комплексы», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и «Машиностроение». Студенты-дипломники ежегодно участвуют во всероссийских олимпиадах и конкурсах выпускных квалификационных работ, всегда занимая при этом призовые места. 

 

 

 

 

Обновлено: 18.01.2017 13:32